на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) - один из осн. жанров инстр. музыки. В 16 в. утвердилось понятие С. как соч., предназначенного для инстр. исполнения, в отличие от кантаты - соч. для вок. исполнения. Классич. С. формировалась в течение 18 в. в процессе длит. преобразования предшествовавших ей трио-сонаты и переходных жанровых форм С. Одна из них-клавирная С. с партиями струнных ad libitum (1-я пол. 18 в.), к-рая постепенно (во 2-й пол. 18 в.) разделилась на сольную клавирную и ансамблевую (скр., влч., фл.-с фп. сопровождением obligate) С. Одновременно с нач. 18 в. развивалась самостоятельная сольная клавирная С. в творчестве И. Кунау (Frische Klavier-Friichte, 1696; Biblische Historien, 1700), Б. Паскуини (Sonate per grayicembalo, 1702), Д. Парадизи, Ф. Дуранте и др. Фп. сонаты Д. Скарлатти, В. Ф. Баха, К. Ф. Э. Баха и И. К. Баха непосредственно подготовили стиль классич. венской С. В творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта, М. Клементи С. представляет собой 3-частный сонатно-симф. цикл (см. Циклические формы. Сонатная форма) и предполагает не более двух исполнителей в отличие от др. кам.-инстр. жанров (трио, квартет, квинтет). Новым этапом эволюции С. стали соч. Л. Бетховена, который по масштабам развития приблизил С. к симфонии (многие его С. четырёхчастны). Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс и др. композиторы, обогатив её романтич. чертами (сквозное развитие, поэмность, программность, песенно-лирич. тематизм, преобладание экспозиционности и вариац. развития и пр.). Наряду с многочастными создаются одночастные С., в которых разделы сонатной формы приближаются к частям цикла (первые образцы - две С. для фп. Листа). В рус. музыке до сер. 19 в. к жанру С. обращались Д. С. Бортнянский, И. Е. Хандошкин, А. А. Алябьев, М. И. Глинка и др. С сер. 19 в. жанр С. в России начинает занимать одно из ведущих мест, достигая расцвета в творчестве П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова и др. Многообразие стилевых направлений в музыке 20 в. отразилось и на жанре С.: конц. трактовка формы и фольклорный муз. материал у Б. Бартока; влияние неоклассицизма у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита; использование новых типов композиц. техники и приёмов письма - у П. Булеза, К. Пендерецкого и др. Среди сольных С. сов. композиторов особое место занимают соч. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, оказавшие значит. воздействие на развитие жанра в последующем (Б. И. Тищенко, Г. Г. Галынин, Р. К. Щедрин и др.).
См. лит. при статьях Форма музыкальная, Циклические формы. П. Чинаев.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь