на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СПЕНДИАРОВ (Спендиарян) Александр Афанасьевич (1871-1928) - сов. композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Ученик Н. С. Кленовского и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Общение с передовыми предст. рус. (А. К. Глазунов, М. Горький и др.) и арм. (писатель О. Туманян, художник М. С. Сарьян и др.) культуры оказало влияние на формирование творчества композитора. С. тяготел к программной музыке; его произв. отличаются нац. колоритом, красочностью гармо-нич. и орк. средств: симф. картина "Три пальмы" (1905, по М. Ю. Лермонтову), легенда "Бэда-проповедник" (1907, сл. Я. П. Полонского) и мелодекламация "Мы отдохнём" (1910, на текст монологов Сони из пьесы "Дядя Ваня" Чехова). После Окт. революции 1917 активно включился в строительство социалистич. культуры (один из организаторов муз. школы в Крыму). Выступал с авторскими концертами в Москве, Петрограде и др. городах, обрабатывал нар. и революц. песни. С 1924 жил в Ереване, где вёл активную муз.-обществ., дирижёрскую и пед. деятельность. С. сыграл значит. роль в становлении арм. проф. комп. школы. Одно из крупнейших достижений композитора - опера "Алмаст", в которой, опираясь на традиции рус. оперной классики и творчески претворив интонац. особенности арм. нар. музыки, а также перс. макамов, использовал развёрнутые оперные формы со сквозным симф. развитием, с разветвлённой системой лейтмотивов. Обогатил арм. музыку новыми темами, расширил круг жанров и выразит. средств, заложил основы нац. симфонизма. Имя С. присвоено Арм. театру оперы и балета. В Ереване создан Дом-музей композитора (1967). Издано Полн. собр. соч. С. (т. 1-11, Ер., 1943-85). Опера Алмаст (1930, Москва; 1933, Ереван); для орк. - конц. увертюра (1900), Крымские эскизы (2 сюиты, 1903, 1912), Три пальмы (симф. картина, 1905), Конц. вальс (1907), Эриванские этюды (1925); для хора с орк.- Несжатая полоса (элегия, сл. Н. А. Некрасова, 1902); для голоса с орк. - Туда, туда, на поле чести (героич. песня, по мотивам романа "Раны Армении" Абовяна, 1914), К Армении (конц. ария, на ел. И. Иоаннисяна), Гариб блбул (по Саят-Нова); для хора и фп. - кантата Памяти В. В. Стасова (1907); песни, романсы, мелодекламации, вок. ансамбли; хоры на слова рус., арм. поэтов, а также на нар. тексты; обработки нар. песен (арм., рус., укр. и др.).
Автобиография, "СМ", 1938, № 4; Письма. Сост. К.Г. Григорян, Ер., 1962, и др.
Шавердян А., А. А. Спендиаров, М.-Л.. 1939; Воспоминания об А. А. Спендиарове [А.Глазунова, В. Корганова, М. Сарьяна], "СМ", 1939, № 9-10; Асафьев Б., Встречи со Спендиаровым, в его кн.: Очерки об Армении, М., 1958; Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 21971; Слово о Спендиарове, сост. В. Вальян, Ер., 1971; А. Спендиаров. Статьи и исследования. [Сб.], Ер., 1973; Спендиарова М. А., Летопись жизни и творчества А. А. Спендиарова, Ер., 1975.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь