на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТОПА - элементарная метрич. единица, означавшая в антич. учении о стихосложении определ. сочетания долгих и кратких слогов. В силлабо-тоннч. стихосложении нового времени (где долгие слоги заменились ударными, а краткие - безударными) С. различаются по месту ударения в группе слогов. Из антич. метрики заимствованы только 5 терминов: хорей, ямб (2-сложные С.), дактиль, амфибрахий и анапест (3-сложные С.). В теории музыки понятие С. применяет" для характеристики ритмич. групп или мотивов. Тактометрич. система европ. музыки, базирующаяся на акцентных соотношениях метрич. единиц (см. Метр, Такт, Размер, Сильная доля, Слабая доля), даёт основания для выделения хореич. (акцент в начале), ямбич. (в конце) и амфибрахич. (в середине) мотивов. Гайдн. Симфония c-moll (1791), 3-я часть (ямбические мотивы). Ф Мендельсон. "Песни без слов для фортепьяно, № 33 (хореические мотивы). Шуман. "Признание" из фортепьянного цикла "Карнавал" (амфибрахические мотивы). Иногда пользуются и понятиями дактилич. и анапестич. мотива, если принимаются ао внимание длительность и число звуков до и после акцента (сильной доли).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь