на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович (1882-1971) - рус. композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И. Стравинского. В 1900-05 занимался на юридич. ф-те Петерб. университета. С детских лет учился игре на фп. у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903-05 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Мн. годы был дружен с С. П. Дягилевым. В "Русских сезонах" в Париже прошли премьеры балетов С. "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии,.с 1920 - во Фракции, с 1939 - в США (в 1934 принял франц., в 1945 -амер. подданство). Вёл широкую конц. деятельность (дирижировал преим. собств. соч., выступал и как пианист). В 1962 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде. Творчество С. отличается образно-стилистич. множественностью, однако подчинённой в каждый творч. период своей стержневой тенденции. В т. н. рус. период (1908 - нач. 20-х гг.), вершинными произв. которого являются балеты "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", хореографич. сцены "Свадебка" (1917, окончат. вариант 1923), С. проявлял особый интерес к древнейшему и совр. ему рус. фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы муз. эстетики С., связанные с "т-ром представления", закладываются осн. элементы муз. языка "попевочный" тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т. д. В следующий, т. н. неоклассицистсхий, период (до нач. 1950-х гг.) на смену рус. тематике пришла антич. мифология, существ. место заняли библейские тексты. С. обращался к разл. стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европ. музыки барокко (опера-оратория "Царь Эдип", 1927), технику старинного полифонич. искусства ("Симфония псалмов" для хора и орк., 1930) и др. Названные соч., а также балет с пением "Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты "Поцелуй феи" (1928), "Орфей" (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера "Похождения повесы" (1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произв. (используя разл. историко-стилистич. модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт совр. по звучанию произв.). Поздний период творчества (с сер. 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религ. тематики ("Священное песнопение", 1956; "Заупокойные песнопения", 1966, и др.), усилением роли вок. начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего С. тонального мышления). При всей стилистич. контрастности творчество С. отличается единством, обусловленным его рус. корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произв. разных лет. С. принадлежит к числу ведущих новаторов 20 а. Он одним из первых открыл новые муз.-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые совр. интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмич. организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие соч. С. существенно обогатили мирозую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в. Оперы - Соловей (1914, Париж), Мавра (по поэме "Домик в Коломне" Пушкина, 1922, там же). Царь Эдип (опера-ораторня, 1927, там же; 2-я ред. 1948), Похождения повесы (1951, Венеция); балеты - Жар-птица (1910, Париж; 2-я ред. 1945), Петрушка (1911, там же; 2-я ред. 1946), Весна священная (1913, там же; 2-я ред. 1943), Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, представление с пением и музыкой (1916; пост. 1922, Париж), История солдата (балет-пантомима, 1911, Лозанна), Пульчинелла (с пением, 1920, Париж), Свадебка (хореографич. сцены с пением и музыкой, 1923, там же), Аполлон Мусагет (1928, Вашингтон; 2-я ред. 1947), Поцелуй феи (1928. Париж; 2-я ред. 1950), Игра в карты (1937, Нью-Йорк), Орфей (1948, там же), Агон (1957, там же); для солистов, хора и орк. - кантаты Звездоликий (1912), Вавилон (1944), кантата на слова англ. поэтов 15-16 вв. (1952), Плач пророка Иеремии (1958), Священное песнопение (1955), Заупокойные песнопения (1966) и др.; для хора в ора. - Симфония псалмов (1930; 2-я ред. 1948) и др.; для орк. - 3 симф. (1907, 2-я peд. 1917; 2-я - in С, 1940; 3-я - В трех движениях, 1945), Фейерверк (190", Базельский концерт (для струн, орк., 1946) и др.; концерты с орк. - для скр. (1931), для фл. и дух. инстр. (1924; 2-я ред. 1950); концерт для 2 фп. (1935), Черный концерт для кл. и джаз-бэнда (1945); кам.-инстр. ансамбли; пьесы для фп.; хоры a cappella; романсы, песни и др.
Хроника моей жизни, пер. с франц.. Л., 1963; Диалоги. Воспоминания..., пер. с англ.. Л., 1971; Статьи и материалы, М., 1973; И. Стравинский - публицист и собеседник, Н., 1988.
Вершинина И. Я., Ранние балеты Стравинского, М.. 1967; Смирнов В., Творческое формирование И. Ф. Стравинского, Л., 1970; Асафьев Б. В., Книга о Стравинском, Л., 1977: Страаннская К. Ю., О И. Ф. Стравинском и его близких. Л., 1978; Друскин М. С., И.Стравинский. Личность, творчество, взгляды, 2Л.. 1982; его же, Стравинский, в сб.: Музыка XX в. Очерки, ч. 2, кн. 4, М., 1984; Ярустоаский Б. М., И. Стравинский. Л., 1982; Stravinsky in Modern music (1924-1946), N. У., 1982. Л.Д. Никитина

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь