на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - 1) циклическое инстр. произведение из неск. самостоят. пьес, для которого характерны относит. свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин "С." возник в 16 в. во Франции (обозначал цикл из неск. разнохарактерных бранлей для лютни) и проник в др. страны в 17-18 вв., но до 2-й пол. 19 в. большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения С. среди др. циклич. жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.). Старинной С. 17-18 вв. наз. циклы лютневых, а позднее клавирных и орк. танц. пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмич. рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонац. родством. В 15-16 вв. прообразом С. послужили серии 3 и более танцев (для разд. инструментов), сопровождавших придв. процессии и церемонии, а также парные объединения контрастных танцев (павана - гальярда, пассамеццо - сальтарелло и др.). С сер. 17 в. танц. С., утратив прикладное назначение, бытует преим. под назв. партита (нем.), lessons (англ.), balletto, sonata da camera (итал.; см. также Трио-сонатa), ordrе (франц.), а иногда как "собрание клавирных пьес" (Г.Ф. Гендель). В разл. нац. школах и у разных композиторов складывается свой типизиров. набор и порядок пьес. Наиб. типичной основой для танц. С. послужил набор танцев, сложившийся в сюитах И. Я. Фробергера: аллеманда - куранта - сарабанда - жига. Художеств. вершин в этом жанре достигли И. С. Бах (франц. и англ. С., партиты для клавира, для скр. и влч. соло) и Г. Ф. Гендель (17 клавирных С.). В их время С. уже содержит много частей. Аллеманда предварялась прелюдией, увертюрой, преамбулой, фантазией, токкатой и др. Между курантой, сарабандой и жигой включались др. танцы (иногда по два или с дублем - орнаментальной вариацией) в соответствии с нац. традициями (менуэт, бурре, гавот, паспье, ригодон, мюзет, лур, полонез, форлана, сицилиана, тамбурин (2), англез, хорнпайп). Также вводились пьесы нетанцевальные (ария, рондо, скерцо, бурлеска, каприччо, чакона, пассакалья), с программными подзаголовками или только обозначением характера и темпа (Г. Ф. Телеман). В творчестве Ж. Б. Люлли, Г. Муффата, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана распространены орк. С., чаще называвшиеся увертюрами. С. для клавесина франц. композиторов (Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных муз. зарисовок (до 20 пьес и более в С.). Со 2-й пол. 18 в. старинная С. вытесняется др. жанрами, и попытки её возрождения в прежнем виде в 19 в. (А. Райсман, Й. И. Рафф, Ф. Лахнер) широкого распространения не получили. Однако к С. обращались с целью стилизации (Э. Григ - "Из времён Хольберга"; А. Т. Гречанинов - "В старинном стиле"; М. Равель - "Гробница Куперена"; А. Казелла - "Партита"; орк. сюиты И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита), при этом иногда со значит. переосмыслением в традициях 20 в. (орк. сюиты А. Шёнберга и А. Берга в додекафонной технике, фп. сюита Хиндемита "1922 год" с включением новых танцев - шимми, бостона, регтайма). наз. также циклич. жанры 2-й пол. 18 в. - дивертисмент, кассация, серенада, ноктюрн (Nachtmusik - ночная музыка), которые в отличие от классич. сонатно-симф. цикла включали также марши, "романсы", контрдансы, экосезы, по 2 менуэта и др. (всего до 8-9 частей). Они имели преим. прикладное назначение ("музыка на случай", "застольная музыка" и т.д.), однако Й. Гайдном и В. А. Моцартом созданы высокохудожеств. образцы этих жанров, зачастую приближающиеся к симфонии ("Хафнер-серенада" Моцарта). К сюжетно-программной С. или С. из неск. танц. или программных пьес с общей тональностью в крайних частях нередко обращались композиторы со 2-й пол. 19 в. (Н. А. Римский-Корсаков - "Антар" и "Шехеразада"; П.И. Чайковский - 3 орк. С.; С.С. Прокофьев - "Скифская С."). Распространение получили С., составленные из переложений пьес др. композитора (одна из первых - "Моцартиана" Чайковского) или из нар. песен и танцев (или их обработок) и навеянные нац. мотивами (А. Дворжак - "Чешская С."; К. Дебюсси - "Бергамасская С."; Я. Сибелиус - "Карелия"; Б. Барток - "Танцевальная С." и 2 орк. С.; Д. Мийо - "Провансальская" и "Французская" С.; С. Н. Василенко - "Советский Восток", Н. И. Пейко - "Молдавская С."). Прочно утвердилась С. в виде ряда пьес и фрагментов из музьши к драм. спектаклям (Э. Григ-"Пер Гюнт"; Ж. Бизе - "Арлезианка"), реже из опер (Римский-Корсаков - "Сказка о царе Салтане"), особенно часто - балетов (балетные сюиты Чайковского, Прокофьева, Стравинского), в 20 в. - к кинофильмам (сюиты Прокофьева, Шостаковича; "Время, вперёд!" Свиридова). Нередко С. обозначается более общим и нейтральным термином "цикл", напр. сюитные черты свойственны мн. фп. циклам Р. Шумана ("Венский карнавал", "Лесные сцены"), позднее - Грига, Дебюсси, Равеля, Прокофьева. С др. стороны, некоторые С. близки к др. жанрам - вок. циклу (Шостакович - вок. сюиты "6 стихотворений Марины Цветаевой", "Сонеты Микеланджело Буонарроти") или кантате (Прокофьев - вок.-симф. С. "Зимний костёр"), 2) Муз.-хореографич. композиция из нескольких, как правило, характерных танцев, к-рая представляет собой целостный фрагмент или картину балета (др. назв. - дивертисмент).
Друскин М. С., Клавирная музыка.... Л., 1960; Ефименкова Б. Б., Танцевальные жанры..., М., 1962; Попова Т. В., Сюита, М., 1963; Nеf К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921. Beck H., Die Suite, Kaln, 1964. Ю.И. Неклюдов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь