на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАБУЛАТУРА (от лат. tabula - доска, таблица) - 1) система записи инстр. музыки, распространённая в Европе в 14-18 вв. В Т. звуки обозначаются буквами, цифрами или особыми знаками. Специфика разл. видов Т. связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них (клавирные, лютневые, ансамблевые и др. Т.), с фактурными принципами записываемой музыки. Наиб. ранний вид Т. - органная; первый сохранившийся источник - Робертсбриджский кодекс (Лондон, Британский музей) - вероятно, нем. происх. (ок. 1320) - нотация смешанная, верх. голос - мензуральные ноты на 5 линейках, нижний - буквы лат. алфавита; др. ранние нем. орг. Т. (А. Илеборга, 1448; К. Паумана, 1452; Буксхаймская орг. книга, ок. 1460) - либо смеш. нотации (буквы для cantus firmus, ноты для контрапунктирующих голосов), либо буквенной на 6-8 линейках. Наиб. совершенный и приспособленный для исполнения полифонич. многоголосия вид Т. введён В. де Хенестрозой (1557) и А. Кабесоном (1578): цифры от 1 до 7 соответствовали 7 тонам октавы, точка обозначала повышение на октаву, чёрточка - понижение на октаву, каждый голос записывался на своей линейке, ритмич. знаки - сверху. Наиб. ранние лютневые Т. появились в Германии. В них обычно фиксировались струна, на которой берется данный звук, и позиция пальцев левой руки на струне, лад. В итал. Т. каждой струне соответствовала горизонтальная линия, открытые струны обозначались цифрой 0, 1-й лад-1, 2-й - 2 и т. д., ритмич. знаки - сверху. Ей близка испан. Т. сер. 16 в., принятая для лютни и виуэлы (Л. Милан, "El maestro", 1536). Во франц. лютневой Т. использовались буквы: 5-6 линий обозначают струны, буквы на них - позиции пальцев, лады. Абсолютная высота тонов определялась строем инструмента. В клавирных и лютневых Т. очень рано начали применять подобные совр. тактовым чертам вертикальные линии, облегчающие ориентацию в тексте, и аппликатурные обозначения. В 18 в. в Великобритании существовала Т. для флажолета. Особая разновидность - Т. для рус. рогового оркестра: линии в ней соответствуют инструментам, знаки - звукам и паузам. 2) Собрания муз. произведений для клавишных инстр. 16-17 вв., представлявшие собой первоначально переложение вок.-хорового полифонич. многоголосия, записанного в Т. обычной 5-линейной нотацией на 2 нотоносцах ("Intavolatura cioe recercari, canzoni..." Каваццони, 1543; "Tabulatura nova" Шейдта, 1624). Подобные Т. способствовали развитию самостоят. муз. жанров для органа и др. клавишных инструментов (канцона, ричеркар и др.). 3) Правила и рекомендации относительно Старинная немецкая органная табулатура. содержания и структуры текстов и напевов мейстерзингеров, записанные в виде таблиц (систематизированы А. Пушманом ок. 1600). См. также ст. Хорезмская табулатура.
Gasperini G., Storia della semiografia musicale, Мil., 1905; Wolf J., Handbuch der Notationskunde, Tl 1-2, Lpz, 1913-19: Apel W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb. (Mass.), 1942, 1961; Besseler H, Gulke P., Schriftbild der mehrstimmigen Musik, Lpz., 1973. T. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь