на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА - в широком смысле - музыка для сопровождения танца, а также производная от неё категория муз. произведений, не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств. ценность; в узком смысле - лёгкая музыка, сопровождающая популярные бытовые танцы. Специфич. признаки Т. м.: доминирующее положение метра; типовые ритмич. формулы; определённость каденций; господство инстр. жанров (хотя пение не исключается). История Т. м. насчитывает многие тысячи лет. В первобытном обществе песня, танец и их звуковое сопровождение (на базе которых и сформировалась собственно Т. м.) существовали в синкретич. форме, как единое искусство. Изначальная Т. м., как и музыка вообще, - вокальная, а первыми муз. инструментами были простейшие ударные. Типовые ритмы имели, вероятно, внешние прообразы, поскольку были связаны с изобразительностью (подражание прыжкам кенгуру в Т. м. аборигенов Австралии и др.). О широком распространении Т. м. в странах древнего мира можно судить на основе мифологии, скульптурных и графических, а также немногих письменных муз. памятников. Упоминания о танцах содержатся в Библии. В Др. Индии танец рассматривался как раскрытие сущности вещей. Высоким этосом обладала Т. м. в Др. Греции, где назначение танца видели в совершенствовании, облагораживании человека. Уже с древнейших времён (у ацтеков, инков и др.) различалась Т. м. народная и проф. (дворцовая, церемониальная, театрализованная, храмовая). В странах ср.-век. Европы, в т. ч. на Руси, христ. мораль не признавала танца и Т. м. Однако танец продолжал жить как в народе, так и в аристократич. кругах. Благодатным временем для его расцвета была эпоха Возрождения. Первые сохранившиеся записи Т. м. относятся к 13-14 вв. (напр., лондонский кодекс "Робертсбридж", вероятно, итал. происхождения, содержащий эстампи и сальтарелло). Они, как правило, одноголосны. Ранние записи многогол. Т. м. относятся преим. к 15-16 вв. (См. таблицу, отражающую возникновение и распространение - до сер. 20 в. - наиб. популярных танцев в странах Европы и в США.) В ходе историч. развития Т. м. оказала большое влияние на др. муз. жанры и в то же время она обогащалась под влиянием их достижений. Понятие "танцевальность" заключается в наделении жанров Т. м. самостоят. художеств. значением, а также в привнесении эмоц. выразительности танц. движения и в нетанцевальную музыку (нередко вне отчётливой жанровой принадлежности, напр. кода 5-й симф. Бетховена). Границы понятий танцевальности и Т. м. относительны; так, в вальсах, мазурках Ф. Шопена эти понятия совмещаются, переходят одно в другое. Самостоят. муз. ценностью обладает уже сюита 16 в. Образное и языковое усложнение характеризуют сюиту 17 - нач. 18 вв. Отсюда танцевальность проникает в новые жанры, среди которых трио-соната. У Г. Ф. Генделя и И. С. Баха танцевальность - жизненный нерв тематизма многих даже самых сложных жанров и форм. Огромную роль играет танцевальность в музыке композиторов венской классической школы. Средоточие танцевальности в симфонии - менуэт, иногда драматизированный (напр., в симфонии g-moll Моцарта, K.-V. 550). В 19 в. танцевальность развивается под знаком романтич. поэтизации как в жанре миниатюры, так и в произв. крупной формы. Символом лирич. тенденций романтизма стал вальс, который проник и в симф. цикл ("Фантастическая симфония" Берлиоза, Серенада для струн. орк. и 5-я симф. Чайковского и др.). Интерес к локальному колориту вызвал широкое распространение нац. танцев в каждой стране (мазурка, полонез - у Шопена, халлинг - у Э.Грига, полька - у Б. Сметаны). Т. м. - одно из существ. условий возникновения и развития нац. симфонизма ("Камаринская" Глинки, "Славянские танцы" Дворжака). В музыке А. Н. Скрябина "чистая", "идеальная" танцевальность ощущается скорее как полётность (гл. партии 4-й и 5-й фп. сонат и др.); танцевальность у К. Дебюсси достигает изысканности ("Танцы" для арфы и струн. орк.). За редким исключением (А. Веберн) мастера 20 в. использовали танцевальность как средство отражения самых разных сторон действительности: глубокая человеческая трагедия (2-я часть "Симф. танцев" Рахманинова), зловещая карикатура (2-я и 3-я части 8-й симф. Шостаковича, полька из 3-го акта оперы "Воццек" Берга), идиллический мир детства (2-я часть 3-й симф. Малера) и др. В 20 в., с появлением средств массовой информации, Т. м. стала наиб. распространённым и популярным видом муз. искусства, её коммерческие направления (напр., диско) составляют часть т. н. массовой культуры (см. Поп-музыка). Тем не менее Т. м. продолжает влиять на разл. классич. муз. жанры (напр., "регтаймы" и "Чёрный концерт" Стравинского, фокстрот в опере-балете "Дитя и волшебство" Равеля, танго в оратории "История доктора Иоганна Фауста" Шнитке).
Гроссе Э., Происхождение искусства, пер. с нем., М., 1899; Друскин М., Очерки по истории танц. музыки, Л., 1936; Ефименкова Б., Танц. жанры в творчестве замечат. композиторов прошлого и наших дней, М, 1962; Масhаbеу A., La musique de danse. P., 1966; Hammerstein R., Tanz und Musik des Todes. Die mittelalterlichen TotentSnze und ihr Nachleben, Bern-Munch., 1980.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь