на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА. Наиболее распространённым жанром дореволюц. муз. фольклора была протяжная лирич. и лирико-эпич. песня (озын кюй) с характерным волнообразным развёртыванием мелодии, с опеванием опорных звуков, свободно импровизируемой мелизматикой, преобладанием переменного метра, асимметрич. структуры. Скорые песни (кыска кюй) отличаются чёткой метроритмич. организацией, небольшим диапазоном, отсутствием орнаментики, "квадратной" структурой; к ним примыкают такмаки (гл. обр. плясовые, типа частушек); популярны 2-частные лирич. песни, сочетающие черты протяжных орнаментиров. напевов и чётких, подвижных кыска кюй, а также т. н. деревенские (ауыл кюе) песни умеренного темпа, напевные, с равномерной ритмич. пульсацией; сохранились старинные речитативно-повествоват. песни-сказы (баиты), у некоторых этнич. групп - обрядовые песни. Сов. нар. песня обогащается новыми ритмами и интонациями. Ладовая основа тат. песни - ангемитонная пентатоника. В старинных напевах преобладают бестерцовые разновидности лада, в более поздних и современных - терцовые, создающие ощущение мажора или минора. Традиц, исполнение тат. нар. песен одноголосное, преим. сольное, без инстр. сопр., в совр. практике певцы поют, как правило, в сопр. гармоники или баяна, встречается и хор. пение с элементами многоголосия. Среди инструментов: курай, кубыз, гармоника, скрипка, мандолина, домра, гусли. Первые записи тат. песен относятся к кон. 19 в. (рукоп. сборники Г. X. Еникеева и А. И. Оводова, 1883-93; "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" С. Г. Рыбакова, СПБ, 1897, и др.). В сов. время собирание, изучение, публикация нар. песен приобрели систематич. характер. Изданы сборники тат. нар. песен А. С. Ключарёва, В.И. Виноградова и М.Х. Садри (Казань, 1941), А. С. Ключарёва (Казань, 1955), М. А. Музафарова, Ю. В. Виноградова и 3. Ш. Хайруллиной (М., 1964), М. Н. Нигмедзянова (М., 1970; Казань, 1976, 1984), Дж. Х. Файзи (Казань, 1971, 1987), З. Н. Сайдашевой и X. X. Ярми (М., 1979), Р. А. Исхаковой-Вамба (М., 1981). Проф. искусство в Татарии зарождается в годы первой рус. Революции 1905-07 (среди музыкантов - Г. Зайпин, Ф. Латыпов, З. Яруллин, С. X. Габаши), окончательно складывается после Окт. революции 1917. С 1922 одним из очагов нац. культуры становится Тат. драм. театр им. Красного Октября (с 1939 - им. Г. Камала), мн. спектакли которого поставлены с муз. С. 3. Сайдашева (муз. драмы "Голубая шаль", 1926; "Наёмщик", 1928; "Родина", 1929; "На реке Кандр", 1932, и др.). В этом театре были поставлены также первые тат. оперы: "Сания" (1925) и "Рабочий" (1930) Г. С. Альмухамедова, В. И. Виноградова, С. X. Габаши. В 1920-30-х гг. формируется тат. массовая и новая лирич. песня (С. 3. Сайдашев, М. А. Музафаров, Дж. Х. Файзи, 3. В. Хабибуллин, Ф.З. Яруллин, А. С. Ключарёв). С кон. 1930-х гг. начинается интенсивный рост нац. муз. культуры. В 1937 созданы Филармония, Ансамбль песни и пляски, Дом. нар. творчества, в 1939 - СК Тат. АССР, Татарский театр оперы и балета. Развивается оперный жанр, большой вклад в который внёс Н. Г. Жиганов (оперы: "Беглец", 1939; "Золотоволосая", 1941; "Ильдар", 1942, 2-я ред. под назв. "Дорогой победы", 1954; "Тюляк", 1945, 2-я ред. "Тюляк и Су-Слу", 1967; "Намус", 1950; "Джалиль", 1956, 2-я ред. 1986). Лирико-психологич. оперу на совр. тему создал X. В. Валиуллин ("Самат", 1956); оперы принадлежат также М. А. Муэафарову, Дж. X. Файзи, Р. Г. Губайдуллину, Б. Г. Мулюкову, Л. А. Хайрутдиновой. Первый нац. балет - "Шурале" Ф. 3. Яруллина, созданный в 1941, положил начало развитию тат. балетного искусства; балеты принадлежат также Э. 3. Бакирову, Р. Г. Губайдуллину, Н. Г. Жиганову, З. В. Хабибуллину. Основы жанра муз. комедии заложил Файзи ("Башмачки", 1942, и др.). Симф. музыка представлена в творчестве Н. Г. Жиганова, М. А. Музафарова, А. З. Монасыпова, Ф. А. Ахметова, симф. соч. написаны А. С. Ключарёвым, А. С. Леманом, А. Г. Валиуллиным, А. Б. Лупповым, Ш. К. Шарифуллиным, Р. Ф. Калимуллиным и др. Жанр инстр. концерта кристаллизуется в творчестве Р. М.-Х. Яхина, А. С. Лемана, М. А. Музафарова, в дальнейшем этот жанр развивается М. З. Яруллиным, Р. А. Еникеевым, Р. Н. Беляловым и др. Труднее был путь к крупным хор. жанрам, становление которых началось с хор. обработок нар. песен, создания песен для хора, кантат, хор. сюит. Первая тат. оратория была создана М.З. Яруллиным ("Человек", 1970). Оратории написаны Мулюковым, концерты для хора a cappella - Шарифуллиным, вок.-симф. поэмы - Монасыповым, Еникеевым. Достижения кам.-вок. музыки связаны с творчеством Яхина. В 1960-80-х гг. возрос интерес к кам.-инстр. музыке (Яхин, Монасыпов, Еникеев, Ахметов, И. Д. Якубов, Ш. X. Тимербулатов и др.), песенному жанру. Среди известных исполнителей: певцы - нар. арт. СССР А. З. Аббасов, нар. арт. Тат. АССР 3. Г. Байрашева, А. С. Измайлова, Г. М. Кайбицкая, С. Г. Садыкова; нар. арт. РСФСР М. 3. Булатова, Н. К. Даутов, Ф. X. Насретдинов, М. М. Рахманкулова, 3. Г. Хисматуллина, В. Г. Шарипова, Р. И. Ибрагимов; исполнители нар. песен - нар. арт. Тат. АССР Г. Н. Сулейманова, Р. В. Вагапов, нар. арт. РСФСР И. М. Шакиров; гармонисты - нар. арт. Тат. АССР Ф. К. Туишев, Р. Ш. Мустафин. Старинная протяжная песня "Алюки". Запись А. С. Ключарёва. В Тат. АССР работают (1988): Тат. театр оперы и балета, Филармония (в её составе: симф. оркестр, ансамбль песни и танца); СК Тат. АССР, Дом нар. творчества; сектор искусства НИИ языка и литературы им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР; консерватория (1945, Казань), муз. ф-т в Пед. институте (1960, Казань), Ин-т культуры (1969), муз. уч-ща (Казань, Альметьевск, Нижнекамск), уч-ще искусств (Набережные Челны, 1979), муз. школы, спец. муз. школа при консерватории.
История музыки народе" СССР, т. 1-5, М" 1970-74; Муз. культура Сов. Татарин, М., 1959; А6дуллин А. X., Тат. нар. песни, М., 1963; Исхакова-Вамба Р. А., Нар. песни казанских татар, Казань, 1976; Нигмедзянов М. Н., Муз. Татарстан, Казань, 1970; его же, Нар. песни волжских татар, М., 1982; Сайдашева З. Н.. Тат. сов. песня, Казань, 1984; Композиторы и музыковеды Сов. Татарстана, Казань, 1986. Ч. И. Бахтиярова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь