на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА - музыка к спектаклям драм. театра, в синтезе с др. видами искусства участвующая в сценич. воплощении драмы. Т. м. - активный драматургич. фактор, способствующий созданию определ. эмоц. атмосферы, раскрытию идеи пьесы, единству спектакля. История Т. м. восходит к древнейшим видам театра, унаследовавшим от религ. обрядовых действ их синтетич. характер. В антич. и древней вост. драме на равных правах объединялись слово, музыка, танец. В др.-греч. трагедии основу муз. оформления составляло хор. унисонное пение в сопр. инструментов. В Индии классич. театру предшествовали некоторые виды нар. театр. представлений: лила (муз.-танц. драма), катхакали (пантомима), якшагана (соединение танца, диалога, декламации, пения) и др. В последующем инд. театр сохранил свою муз.-танц. природу. В Китае в ср.-век. смешанном муз.-театр. жанре цзацзюй действие концентрировалось вокруг одного персонажа, который в каждом акте исполнял арии на канонизированные для данной ситуации напевы. В Японии из старых видов театр. представлений выделяются бугаку (8 в.) - придв. танц. спектакли с музыкой гагаку. Пьесы япон. театра но (с 14-15 вв.) строятся на декламационно-напевной основе с протяжным произнесением текста голосом специфич. искусств. тембра; хор комментирует действие, ведёт диалог, повествует, сопровождает танец. В япон. театре кукол дзёрури (с 16 в.) певец-рассказчик сопровождает пантомиму распевным, в духе эпич. сказа повествованием под аккомпанемент сямисэна. В театре кабуки (с 17 в.) текст также напевно декламируется; представление сопровождают оркестры традиц. инструментов, муз.-шумовые эффекты. В ср.-век. Зап. Европе проф. драма развивалась гл. обр. в русле церк. искусства. В 9-13 вв. это - литургическая драма, к-рая в 14-15 вв. превратилась в мистерию. Сохранилась музыка к светским ср.-век. спектаклям, в т. ч. "Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, в которой чередуются песни, вок. диалоги, танцы. В эпоху Возрождения зап.-европ. искусство обратилось к традициям антич. театра; на новой почве расцвели трагедия, комедия, пастораль, в которые вводились муз. интермедии, состоявшие из вок. номеров в мадригальном стиле и танцев. В 16 в. возникла мадригальная комедия. Одним из важнейших этапов в истории Т. м. стал англ. театр У. Шекспира и его современников Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, где сложилась устойчивая традиция небольших вставных муз. номерок песен, баллад, танцев, шествий, приветственных фанфар, боевых сигналов. В театре "Глобус" помимо музыки, предусмотренной автором, звучали вступления, антракты, нередко текст произносился на фоне музыки. В эпоху Реставрации (2-я пол. 17 в.) в англ. театре ведущее значение приобрели героич. драма, насыщенная музыкой, и маска. Крупнейшее явление в Т. м. этого времени - творчество Г. Пёрселла. Большинство его соч. относится к Т. м., однако по самостоятельности муз. драматургии и высочайшему качеству музыки многие из его театр. работ приближаются к опере ("Пророчица", "Королева фей", "Буря"), Впоследствии на англ. почве сформировалась балладная опера. Во франц. Т. м. 17 в. особенно плодотворной оказалась совм. работа Мольера и Ж. Б. Люлли, создавших жанр комедии-балета ("Брак поневоле", "Господин де Пурсоньяк", "Жорж Данден" и др.), где разговорные диалоги чередовались с речитативами, ариями, танц. выходами. В 18 в. во Франции появилось первое произв. в жанре мелодрамы ("Пигмалион" Руссо с муз. О. Куанье). Вплоть до 2-й пол. 18 в. музыка нередко свободно переносилась из одного спектакля в другой и имела лишь самую общую связь с драмой. И. А. Шайбе в журн. "Critischer Musicus" (1737-40), а затем Г. Лессинг в "Гамбургской драматургии" (1767-69) выдвинули требование соответствия сценич. музыки и пьесы. Такой оказалась Т. м. В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена (музыка к драме "Эгмонт" Гёте), обобщённо передающая содержание узловых моментов драмы. Т. м. Ф. Шуберта, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Г. Берлиоза отмечена влиянием эстетики романтизма. Яркие примеры жанрово-бытовой Т. м. 19 в.: "Пер Гюнт" Грига (к драме Г. Ибсена) и "Арлезианка" Бизе (к драме А. Доде). Новый этап в развитии Т. м. связан с деятельностью крупнейших режиссёров кон. 19-20 вв. - К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Г. Крэга, О. Фалькенберга. В 20 в. взаимодействуют 2 тенденции, сближающие музыку с драмой: усиление роли музыки в драм. спектакле (опыты К. Орфа, Б. Брехта, с которым сотрудничали П. Хиндемит, К. Вейль, X. Эйслер, П. Дессау, а также опыты многочисл. авторов мюзиклов) и театрализация муз. жанров (сценич. кантаты Орфа, "Свадебка" Стравинского, театрализов. оратории А. Онеггера). Поиски новых форм соединения музыки и драмы привели к созданию синтетич. театр.-муз. жанров ("История солдата" Стравинского - "сказка читаемая, играемая и танцуемая", его же "Царь Эдип" - опера-оратория с чтецом), а также к возрождению старых форм синтетич. театра: антич. трагедии ("Антигона" и "Эдип" Орфа), ср.-век. мистерии ("Представление о воскресении Христа" Орфа, "Жанна д'Арк на костре" Онеггера), литургич. драмы (притчи "Пещное действо" и "Блудный сын" Бриттена), мадригальной комедии ("Байка..." Стравинского, "Катулли кармина" Орфа). Продолжает развиваться жанр мелодрамы, объединяющей балет, пантомиму, хоровое и сольное пение, мелодекламацию ("Саламена" Эмманюэля, "Рождение мира" Русселя, "Амфион" и "Семирамида" Онеггера, "Персефона" Стравинского). Среди авторов Т. м. кон. 19 - 1-й пол. 20 вв.: Я. Сибелиус, К. Дебюсси, Р. Штраус, члены франц. "Шестёрки" (совместная работа группы - скетч "Новобрачные на Эйфелевой башне", - по словам автора текста Ж; Кокто, является "соединением антич. трагедии и совр. ревю, хора и номеров мюзик-холла"), В 50-70-х гг. 20 в. к созданию Т. м. обращались О. Мессиан, Э. Картер, В. Лютославский, авторы электронной и конкретной музыки A. Coгe, А. Тирье, Ф. Артюи и др. Многовековую историю имеет рус. Т. м., к-рая восходит к древним скоморошьим сценам, нар. драме, муз.-литургич. действу. В школьной драме 17-18 вв. (С. Полоцкий, Ф. Прокопович, Д. Ростовский) звучали арии, хоры в церк. стиле, канты, инстр. номера; в торжеств. театрализов. представлениях (прологах, кантатах) начиная с петровского времени драм. сцены чередовались с ариями, хорами, балетами (комп. О. А. Козловский, Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич). Вплоть до сер. 19 в. в России отсутствовало разделение на оперные и драм. труппы; отчасти по этой причине здесь преобладали смешанные жанры - водевиль, комедия с хорами, драма "на музыке", мелодрама. В 1-й пол. 19 в. к Т. м. обращались А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов. Новый период в рус. театре 19 в. открыл М. И. Глинка музыкой к драме "Князь Холмский" Кукольника. Традиции Глинки продолжили М. А. Балакирев в музыке к "Королю Лиру" Шекспира, П. И. Чайковский - к пьесе "Снегурочка" А. Н. Островского; к "Гамлету" Шекспира. Сохранились отд. образцы Т. м. А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. Н.Серова. На рубеже 19-20 вв. в области театра работали А. К. Глазунов, А. С. Аренский, Вас. С. Калинников, А. Т. Гречанинов, Н. Н. Черепнин. Важную роль в становлении реалистич. эстетики МХТ сыграл И. А. Сац. Если К. С. Станиславский ограничил роль музыки ради целостности спектакля, то А. Я. Таиров, К.Л. Марджанишвили, Ф. Ф. Комиссаржевский, В.Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов выдвинули идею синтетич. театра. Своеобразные по режиссёрскому и муз. замыслу спектакли 20-30-х гг. шли с музыкой А. Н. Александрова ("Ромео и Джульетта" Шекспира в пост. Таирова), Д. Д. Шостаковича ("Гамлет" Шекспира в пост. Н. П. Акимова, "Клоп" Маяковского в пост. Мейерхольда, позднее, в 1941, - "Король Лир" Шекспира в пост. Г. М. Козинцева), С. С. Прокофьева ("Египетские ночи" в пост. Таирова, "Гамлет" в пост. С. Э. Радлова, "Евгений Онегин" и "Борис Годунов" Пушкина), Ю. А. Шапорина ("Женитьба Фигаро" Бомарше в пост. А. Н. Бенуа, "Блоха" Замятине, по Н. С. Лескову в пост. Н. Ф. Монахова, "Сэр Джон Фальстаф" по Шекспиру в пост. Акимова и др.), Т. Н. Хренникова ("Много шума из ничего". Шекспира), А. И. Хачатуряна (пьесы Г. Сундукяна и А. Пароняна, "Макбет" и "Король Лир" Шекспира, "Маскарад" Лермонтова и др.). В сов. театре используются массовые, эстр., лирич. и шуточные песни, частушки (комп. Б. А. Мокроусов, В. П. Соловьёв-Седой, Э. С. Колмановский и др.), песни воен. и революц. лет, молодёжные песни. В ряде спектаклей заметно тяготение к мюзиклу ("Укрощение строптивой" Шекспира в Ленингр. театре им. Ленсовета с музыкой Г. И. Гладкова, реж. И.П. Владимиров). Одна из значит. работ 60-х гг. - музыка Р. К. Щедрина к пьесам "Баня", "Мистерия-буфф" Маяковского (Моск. театр сатиры), 70-х гг. - музыка Г. В. Свиридова к драме А. К. Толстого "Царь Фёдор Иоаннович" (Моск. Малый театр). В 70-80-х гг. в область Т. м. большой вклад внесли Ю. М. Буцко, В. А. Гаврилин, Г. И. Гладков, С. А. Губайдуллина, Э. В. Денисов, К. Караев, А. П. Петров, Г. А. Канчели, Н. И. Пейко, А. Л. Рыбников, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, М. Л. Таривердиев, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай и др.
Глумов А., Музыка в рус. драм. театре, М., 1955; Израилевский Б., Музыка в спектаклях МХАТа, М" 1965; Музыка в драм. театре. Сб. ст., Л., 1976; Таршис Н., Музыка спектакля, Л., 1978; Riеmеr О., Musik und Schauspiel, Z., 1946; Settle R., Music in the theatre, L., 1957. Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь