на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА. Включает муз. традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных р-нов Гималаев (входящих в гос-ва КНР, Индия, Бутан и Непал). Т. м. испытала значит. воздействие муз. традиций Центр и Юж. Азии. Наиб. ранние муз. образцы связаны с ритуалами анимистич. культов - гл. обр. бон (декламация и танец шаманов под аккомпанемент ударных инстр.). Вок. музыка разнообразна по жанрам (эпич. песни бродячих муз. групп бе - да, исполняющих сказания о Гэсэре, широко известные в Центр. и Вост. Азии, и др. песни), включает ряд своеобразных локальных стилей: песни-танцы эхабз-бро (Бутан), сольное пение жунг - дра, песни в сопр. лютни нанг ма (КНР) и др. Наиб. характерным является антифонное (см. Антифон) пение. В традиц. Т. м. широко применяются струнные инстр. (многие из них кит. и монг. происх.): 6-струн. лютня згра-снан, 7-струн. "бутанская" лютня, 2- или 4-струн. скрипка пиуан, 25-струн. цитра ргьюд-ман; среди духовых - поперечные флейты глин-буидонг-лим (т. н. сиротская). В 7-9 вв., с распространением ламаизма, муз. традиции Тибета связываются с культовой практикой дзонгов (крепостей-монастырей). Вок. музыка представлена песнопениями, исполняемыми в низком регистре, в огранич. диапазоне, с богатой орнаментацией напева (гл. обр. на тибетском яз., а также на санскрите). Различаются речитации-песнопения чоздон, чозджод, чоздебз (с 7 в.), простые по структуре и используемые не только в буддийских ритуалах, но и в светских церемониях, а также дбиангз (с 11 в.) - с более развитой интонац. структурой (всегда в медленном темпе). Для исполнит. вок. техники ведущих голосов (дбумдзад) характерны частое применение регистровых переключений типа йодлей, а также подчёркнутые вздохи в качестве ритмич. акцентов; нередко встречаются имитации голосов животных, связанных с системой символов буддизма. С 9-10 вв. особое значение в Т. м. приобрело распевание религиозно-мистич. гимнов мгур. Известность получили гимны поэта-мистика Миларепы (11 -12 вв., сб. "Океан мелодий"), Инстр. композиции не играют самостоят. роли в церемониалах ламаизма, их функция - разделит. интермедии между песнопениями. В состав инстр. ансамбля (12-18 музыкантов) входят: духовые - гьялинг (типа гобоя), дунг-чен (металлич. труба), дунг-кар (рог из раковины), рканг глинг (короткий металлич. рожок, ранее изготавливавшийся из человеческой кости); ударные - разл. виды барабанов, гонг мкар-нгаи, колокольчик дрилбу. Музыка, исполняемая на всех ритуальных инстр., обычно строится на мелодич. и ритмич. формулах, имеющих определённую семантику. В Т. м. применяется спец. нотация мнемонич. характера. В ламаистских ритуалах важная роль принадлежит циклам магич. танцев (в сопр. барабана нга-шунку и тарелок рольмо), относящихся ещё к добуддийскому периоду и сложившихся к 15-16 вв. в ритуально-мистич. драму чам (популярна и ныне). Танц. драма а челха мо носит более светский характер (осн. на буддийских легендах), сопровождается речитативными декламациями, пением (сольным и хоровым). С сер. 20 в. на территориях, населяемых тибетцами, стали возникать культурные учреждения совр. типа: в Бутане - Центр искусства и ремёсел в Тхимпху (с сер. 1950-х гг., I преобразован затем в Ин-т изящных искусств), Науч. центр в Симотке I (кон. 1950-х); в Индии - Ин-т тибетологии в Гангтоке (1958).
Crossley-Holland P., Form and style in Tibetan folksong melody, в сб.: Jahrbuch for musikalische Volks- und V61kerkunde, Jahrg. 3, 1967; Ellingsоn-Waugh Т., Musical flight in Tibet, "Asian Music", 1975, v. 2; К a u f m a n n W., Tibetan buddhist chant..., Bloomington- L., 1975; Samuel G., Songs of Lhasa, "Ethnomusicology", 1976, v. 20; Vendor I., La musique du bouddhisme tibetain, P., 1976. Е. В. Восильченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь