на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТОККАТА (итал. toccata, букв.- прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать) - 1) виртуозная муз. пьеса, преим. для клавишных инструментов. Возникла в 16 в., заняв важное место в историч. процессе обособления органных и клавирных жанров музыки. Ранние Т., представлявшие собой импровизац, прелюдии, применялись в богослужении, подобно интонациям и преамбулам, для установления тональности следующих за ними песнопений (А. и Дж. Габриели), а также в качестве вступления и сопровождения к т. н. органным мессам или их отд. частям (токкаты Фрескобальди в "Fiori musicali"). В творчестве нем. композиторов сложилась токката - хоральная обработка (С. Шейдт, Ф. К. Муршхаузер, Готлиб Муффат). Во 2-й пол. 17 в. Т. превратилась в самостоят. конц. жанр, утратив прикладную (литургическую) функцию; её стали включать в светские циклич. соч., в частности в старинные сюиты. Для Т. этого времени (И. Я. Фробергер, Георг Муффат, Б. Паскуини, И. К. Керль, Д. Бук-стехуде) характерны: многократное сопоставление прелюдийных и фугированных разделов, завершающееся большой фугой; иногда - репризное обрамление; некоторые черты инстр. канцоны (при интонац. сходстве различные по метру темы фугированных разделов). Художеств. вершин в жанре старинной Т. достиг И. С. Бах. Его 8 клавирных и 5 органных Т. отличаются многообразием жанровых истоков тематизма, масштабностью формы, сложнейшей мануальной и педальной техникой, композиц. разнообразием (1-частные; циклич. 3- и 4-частные по типу концертов и сонат da chiesa; 2-частные циклы Т.-фуга). С 19 в. Т. развивается как виртуозный жанр "этюдного" плана (К. Черни, Р. Шуман). В 20 в. наряду с Т. для фп. (К. Дебюсси, М. Равель, Ф. Бузони, Э. Кшенек, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян) и для орг. (М. Регер, М. Дюпре) появляются Т. для орк. (А. Малявский), для скр. с орк. (1-я часть скр. концерта Стравинского). 2) Предположительно, в эпоху Возрождения - праздничная, фанфарного типа пьеса или вступление (напр., в опере "Орфей" Монтеверди). Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Т..

ТАНСМАН

ТАРАНОВ

ТАРДЖАН

ТАРЕЛКИ

ТАРТИНИ

ТЕ DEUM

ТЕДЕСКА

ТЕЛЕМАН

ТЕЛИНКА

ТЕМЯНКА

ТЕРЁХИН

ТИББЕТТ

ТИЛЬМАН

ТИЛЬЯРД

ТИППЕТТ

ТИТТЕЛЬ

ТИХАЧЕК

ТИЩЕНКО

ТОКАРЕВ

ТОЛПЫГО

ТОЛСТОЙ

ТОМАШЕК

ТОМЕСКУ

ТОМИЛИН

ТОМПСОН

ТОПИЛИН

ТОРАДЗЕ

ТОРЕЛЛИ

ТРАКТУС

ТРАЭТТА

ТРЕМОЛО

ТРЕТЬЯК

ТРИОДИН

ТРИХОРД

ТРОМБОН

ТРОПАРЬ

ТУБАФОН

ТУЛИКОВ

ТУМАНОВ

Музыкальный словарь ver16