на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ТРИО-СОНАТА (итал. senate per due stromenti e basso-continuo; нем. Triosonate) - один из ведущих жанров европ. кам.-инстр. музыки 17 - 18 вв. Предшественница классич. сонаты. Истоки Т.-с. - в вок. и инстр. музыке Позднего Возрождения (вилланелла, фроттола, канцона, мадригал, ричеркар и др.). До сер. 17 в. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia (С. Росси, М. Нери). Назв. "Т.-с." установилось в связи с исполнит. составом, который включал 3 партии: 2 инструмента средней и высокой тесситуры (напр., скрипки) и basso continue (напр., виолы да гамба и клавесин или орган). В сер. 17 в. у Б. Марини, Дж. Легренци и др. произошло разделение Т.-с. на церковную (sonata da chiesa) и камерную (sonata da camera). Sonata da camera открывалась прелюдией и состояла из танц. пьес (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот и др., напр. "Камерные трио-сонаты для 2 скрипок и контрабаса или чембало" ор. 2, 4 и 5, Корелли, 1685, 1692 и 1700). К нач. 18 в. этот тип Т.-с. фактически сливается с партитой или старинной сюитой (сохранившей в итал. традиции назв. sonata da camera). Sonata da chiesa представляла собой 4-частный цикл, основанный на парном чередовании частей, контрастных по метру и темпу (по схеме "медленно - быстро - медленно - быстро"), а также по типу изложения (медленные части обычно гомофонны, быстрые - являются фугами или близки к ним по развитой контрапунктич. технике, напр. "Трио-сонаты для 2 скр., контрабаса или архилютни, с басом для органа" ор. 1 и 3, Корелли, 1681 и 1689). Образцы Т.-с. представлены также в творчестве Дж. Б. и Т. Витали, Леклеров (Старшего и Младшего), Дж. Торелли, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде и др. В 18 в. у И.С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, И. И. Кванца, К. В. Глюка, Дж. Тартини, П. Локателли, композиторов мангеймской школы и др. наблюдается отход от традиц. типов Т.-с. (напр., 3-частные циклы "медленно - быстро - быстро" или "быстро - медленно - быстро") и её перерастание в др. жанры и формы (помимо классич. инстр. сонаты - трио, квартет и др. в форме сонатно-симф. цикла; см. Циклические формы).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Т..

СПАДАВЕККИА

СТАНЧИНСКИЙ

СТЕЛЛОВСКИЙ

СТРАВИНСКИЙ

СТРЕЛЬНИКОВ

СУБМЕДИАНТА

СУХАНКУЛИЕВ

ТАВАСТШЕРНА

ТАМБУРМАЖОР

ТАРИВЕРДИЕВ

ТВАРДОВСКИЙ

ТЕЛЯКОВСКИЙ

ТЕМИР-КОМУЗ

ТИТТА РУФФО

ТОГО МУЗЫКА

ТОНАЛЬНОСТЬ

ТОРРЕФРАНКА

ТРЕЗВИНСКИЙ

ТРЕУГОЛЬНИК

ТРОМБОНЧИНО

ТРОЯНОВСКИЙ

ТУРСУНАЛИЕВ

ТУРЧИНЬСКИЙ

УСТВОЛЬСКАЯ

ФИСГАРМОНИЯ

ФИТЦЕНХАГЕН

ФИХТЕНГОЛЬЦ

ФЛЕЙТА ПАНА

ФЛЮГЕЛЬГОРН

ФЛЯРКОВСКИЙ

ФУРТВЕНГЛЕР

ХАММЕРШМИДТ

ХАННИКАЙНЕН

ХАРДИНГФЕЛЕ

ХАССЕЛЬМАНС

ХЕРУВИМСКАЯ

ХОРНБОСТЕЛЬ

ХРИСТИАНСЕН

ЦВЕТОМУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16