на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРИО-СОНАТА (итал. senate per due stromenti e basso-continuo; нем. Triosonate) - один из ведущих жанров европ. кам.-инстр. музыки 17 - 18 вв. Предшественница классич. сонаты. Истоки Т.-с. - в вок. и инстр. музыке Позднего Возрождения (вилланелла, фроттола, канцона, мадригал, ричеркар и др.). До сер. 17 в. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia (С. Росси, М. Нери). Назв. "Т.-с." установилось в связи с исполнит. составом, который включал 3 партии: 2 инструмента средней и высокой тесситуры (напр., скрипки) и basso continue (напр., виолы да гамба и клавесин или орган). В сер. 17 в. у Б. Марини, Дж. Легренци и др. произошло разделение Т.-с. на церковную (sonata da chiesa) и камерную (sonata da camera). Sonata da camera открывалась прелюдией и состояла из танц. пьес (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, гавот и др., напр. "Камерные трио-сонаты для 2 скрипок и контрабаса или чембало" ор. 2, 4 и 5, Корелли, 1685, 1692 и 1700). К нач. 18 в. этот тип Т.-с. фактически сливается с партитой или старинной сюитой (сохранившей в итал. традиции назв. sonata da camera). Sonata da chiesa представляла собой 4-частный цикл, основанный на парном чередовании частей, контрастных по метру и темпу (по схеме "медленно - быстро - медленно - быстро"), а также по типу изложения (медленные части обычно гомофонны, быстрые - являются фугами или близки к ним по развитой контрапунктич. технике, напр. "Трио-сонаты для 2 скр., контрабаса или архилютни, с басом для органа" ор. 1 и 3, Корелли, 1681 и 1689). Образцы Т.-с. представлены также в творчестве Дж. Б. и Т. Витали, Леклеров (Старшего и Младшего), Дж. Торелли, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Д. Букстехуде и др. В 18 в. у И.С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, И. И. Кванца, К. В. Глюка, Дж. Тартини, П. Локателли, композиторов мангеймской школы и др. наблюдается отход от традиц. типов Т.-с. (напр., 3-частные циклы "медленно - быстро - быстро" или "быстро - медленно - быстро") и её перерастание в др. жанры и формы (помимо классич. инстр. сонаты - трио, квартет и др. в форме сонатно-симф. цикла; см. Циклические формы).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь