на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


УМЕНЬШЕНИЕ (нем. Diminution, Verkleinerung) - воспроизведение мелодии, мотива, ритмич. фигуры длительностями, меньшими в полтора (полуторное), два (двойное, двукратное), три (тройное, трёхкратное) раза и т. д. Издавна применяется как способ варьирования темы (cantus firmus в мотетах, мессах 14-16 вв.) и тематич. концентрации в многоголосии (в хор., орг. обработках хорал сопровождается имитациями в У. - И. С. Бах, BWV 686, 693). Используется в экспозиции (Contrapunctus VI из "Искусства фуги" Баха) и стретте в фуге, ричеркаре и др. ("Хроматич. фантазия" Свелинка). В неполифонич. музыке У. - приём образно-тематич. трансформации (С.В. Рахманинов, симф. № 3, часть 3, цифра 110, лейтмотив), в т. ч. в разработках ("Нюрнбергские мейстерзингеры", увертюра).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь