на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВАSSО OSTINATO (бассо остинато, итал., букв. - упорный бас) - нижний голос в одной из разновидностей вариационной формы, многократно повторяющий мелодико-ритмич. фигуру-тему; гармонич. и полифонич. развитие осуществляется в постоянно обновляемых верхних голосах. Тема повторяется в одной, реже в разных тональностях, иногда варьированно (И. С. Бах, Пассакалья для орг.) или, особенно в соч. 20 в., в сьободно преобразованном виде (Р. К. Щедрин, Бассо остинато для фп.). В ранних образцах темы кратки (К. Монтеверди, "Коронация Поппеи", финальный дуэт), во 2-й пол. 17 -1-й пол. 18 вв. они более развёрнуты и часто хроматизированы (И. С. Бах, Месса h-moll, Crucifixus), во мн. соч. 20 в. гармонически сложны (Д. Д. Шостакович, 8-я симф., 4-я часть). Вариации на В. о. происходят от осн. на cantus firmus форм 13-16 вв. Возможность построения монументальной композиции определила расцвет осн. на В. о. форм. В 17 - 1-й пол. 18 вв. гл. обр. в инстр. (меньше в вок., см. Lamento) музыке: пассакалья, чакона, граунд. Во 2-й пол. 18-19 вв. эти формы, лишённые предпосылок к контрастам и трансформациям, применялись редко, но очень своеобразно (Л. Бетховен, 9-я симф., кода 1-й части; Ф. Шуберт, "Двойник"; Ф. Лист, Вариации на тему BACH). Интерес к ним возрастает у мастеров, тяготеющих к особой строгости композиции (И. Брамс, М. Регер, С. И. Танеев). 20 в. - время их нового расцвета, в т. ч. в экспрессивной драм. музыке (Д. Д. Шостакович), в искусстве неоклассицизма (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский), как стабилизирующий фактор в условиях отказа от тональности (новая венская школа).
Цуккерман В. А., Анализ муз. произв. Вариационная форма, М., 1974; Генова Т., Из истории basso ostinato XVII-XVIII вв. (Монтеверди, Пёрселл, Бах и др.), в сб.: Вопросы муз. формы, в. 3, М., 1977; Протопопов В. В., Очерки из истории инстр. форм XVI - нач. XIX вв., М., 1979. В. П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ

ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ

ЧЕШСКАЯ МУЗЫКА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

ШНОРАЛИ НЕРСЕС

ШРЕЕР-ТКАЧЕНКО

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЭНЕЦКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16