на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕБЕР (Weber) Карл Мария фон (1786-1826) - немецкий композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель, критик. Отец В. - оперный капельмейстер и антрепренёр. В. обучался композиции у М. Гайдна, Г. И. Фоглера и др. До 1813 работал во мн. нем. городах, выступал как пианист И дирижёр. Как рук. и дирижёр оперного театра в Праге (1813-1816) и Дрездене (1817-26) В. пропагандировал австро-нем. оперное искусство. Скончался в Лондоне, куда был приглашён для пост. оперы "Оберон". - один из основоположников нем. муз. романтизма. На формирование личности и эстетич. взглядов В. - муз.-обществ. деятеля, публициста - оказал влияние подъём нац. самосознания в Германии. В. - создатель нем. романтич. оперного театра. Оперы В. "Вольный стрелок", "Эврианта" и "Оберон" открыли разл. пути, по которым развивалась романтич. опера 19 в. Из них наиб. популярной стал "Вольный стрелок", в котором В. развил традиции зингшпиля, преобразовал и обогатил этот жанр в духе романтич. эстетики. "Эврианта", воплощающая нац.-героич. идеи средствами жанра большой романтич. оперы, оказала сильное влияние на развитие нем. муз. театра, включая такие произв., как "Тангейзер" и "Лоэнгрин". Пианист-виртуоз, В. в фп. соч. утверждал блестящий конц. стиль. Автор муз.-критич. статей и рецензий, стихов, неоконч. романа "Жизнь музыканта" (рус. пер. - "СМ", 1935, № 7, 8, 10), которые представляют значит. историч. и художеств. интерес. 10 опер, в т. ч. Рюбецаль (1804, Бреслау, ныне Вроцлав), Лбу Гасан (1811, Мюнхен), Вольный стрелок (1821, Берлин), Три Пинто (соч. 1821; завершена Г. Малером, пост. 1888, Лейпциг), Эврианта (1823, Вена), Оберон (1826, Лондон); для орк. - 2 симф., 3 увертюры; концерты для инстр. с орк. - 2 для фп., для кл., для фаг., для валт., Концертштюк для фп. (1821); кам.инстр. произв.; для фп. в 2 руки - сонаты, вариации, полонезы, Приглашение к танцу (1819), в 4 руки - 20 пьес; романсы к песни; музыка к спектаклям драм. театра. Jahns F. W.. С. М. von Weber in seinen Werken. Chronologisch-thematisches Verzeicbnis seiner sfimmtlichen Kompositionen, В., 1871.
Коломийцев В., К. М. фон Вебер, Л., 1927; Кенигсберг А. К., К. М. Вебер, Л., 1981; Wеbеr М. М., С. М. von Weber. Bin Leoensbild, Bd 1-3, Lpz., 1864-66; Sсhmid О., С. М. von Weber und seine Opern in Dresden, Dresd., 1922; Kapp J., C. M. von Weber, В., 1944; Sсhnооr H., Weber. Geslalt und Schepfung, 'Dresd., 1953; Moser H.J., C. M. von Weber. Leben und Werk, Lpz., 21955; Hocker K., Oberons Horn: Das Leben von C. M. von Weber, В., 1986; Laux К., С. M. von Weber, Lpz., -1986. Т. Л. Бахрах.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь