на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВЕРБУНКОШ (венг. verbunkos, от нем. Werbung - вербовка) - 1) венгерский танец, возникший во 2-й пол. 18 в. и исполнявшийся при вербовке рекрутов (в основе муж. танец вербунк - verbunk tine). Предшественник чардаша. 2) В кон. 18-19 вв. В. - стиль венг. нар. и проф. музыки. Муз. особенности тесно связаны с традицией виртуозного, гл. обр. цыганского скр. исполнительства (обычный исполнит. состав - 2 скр., цимбалы, контрабас). На формирование В. оказали влияние также рум., слав., араб. фольклор, элементы австр., нем., итал. проф. музыки. Характерны звукоряд с одной или двумя ув. секундами, эмоциональная гибкая мелодия с обилием импровизац. украшений и разл. фигурации, ряд устойчивых интонац. оборотов, в т. ч. каденционных, ритмич. разнообразие (сочетание триолей, синкоп, пунктирного и ломбардского ритмов), чередование медленных и быстрых разделов, структурная чёткость (обычно квадратность). Танец из Марошсека. Запись В. Сабольчи. Ок. 1780 соч. в стиле В. получили распространение в Зап. Европе (элементы стиля В. встречаются в соч. Й. Гайдна, К. М. Вебера, Ф. Шуберта, И. Брамса и др.). Среди мастеров В. - комп. и скрипачи Я. Бихари, Я. Лавотта, А. Чермак. Отражая рост венг. нац. самосознания в 19 в. и утверждение его в искусстве, В. стал нац. символом (напр., "Ракоци-марш" неизв. автора). Стиль В. нашёл претворение в венг. романтич. музыке (венг. рапсодии для фп. Ф. Листа, оперы Ф. Эркеля и др.).
Сабольчи Б., История венг. музыки, [Пер. с венг., Будапешт, 1964]. В. Фраёнава.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь