на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. Род. в семье крестьянина-трактирщика. Учился у деревенского церк. органиста в Ронколе (пров. Парма), у Ф. Провези в Буссето, у В. Лавиньи в Милане. В 1835-38 жил в Буссето, возглавлял муз. жизнь города (устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, сочинял музыку). Уже в эти годы определилось призвание В. как оперного композитора. В 1839 в Милане с успехом была пост. его первая опера - "Оберто, граф Сан-Бонифачо" (написана в 1837). Известность композитору принесла опера "Навуходоносор" ("Набукко", 1841), в которой нашли выражение волновавшие итал. публику нац.-освободит. идеи, связанные с борьбой Италии за независимость. Оперы "Ломбардцы..." (1842), "Жанна д'Арк" (1845), "Аттила" (1846) и др. продолжили героико-патриотич. линию его творчества. Откликом на революц. события 1848 явилась опера "Битва при Леньяно" (её пост. в 1849 в Риме превратилась в нар. торжество). Уже в ранних соч. проявился интерес В. к сюжетам большого идейного содержания, насыщенным драматизмом, яркой контрастностью, сильными чувствами, которые он находил в произв. великих драматургов: оперы "Эрнани" (по драме В. Гюго, 1844), "Макбет" (по трагедии У. Шекспира, 1847), "Луиза Миллер" (по трагедии "Коварство и любовь" Шиллера, 1849) и др. Большой выразительности вок. декламации и орк. письма достиг В. в опере "Макбет", ставшей шагом к созданию муз.-психологич. драмы. Опера "Луиза Миллер" открыла новый этап творчества В.: обращение к образам не исключит. личностей, а обыкновенных людей с их чувствами и переживаниями. В знаменитой триаде 1850-х гг. - операх "Риголетто" (по драме "Король забавляется" Гюго, 1851), "Трубадур" (по драме А. Гарсии Гутьерреса, 1853), "Травиата" (по драме "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1353) - раскрылись лучшие черты муз.-драматургич. дарования композитора: глубокое постижение внутр. мира героев; простота и выразительность муз. языка; песенность, идущая от итал. нар. музыки; стремление к напряжённой динамике развития; высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости. В операх 50-60-х гг. В. вновь обращается, в связи с ростом нац.-освободит. движения, к историко-героич. сюжетам, связывая воедино личную драму героев с обществ.-политич. событиями: "Сицилийская вечерня" (1854, написана для Парижской оперы), "Симон Бокканегра" (1857), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (соч. 1861, по заказу петерб. Мариинского театра; в связи с пост. оперы В. дважды посетил Россию - 1861, 1862). Эти произв. отличают сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом, усиление орк. выразительности, повышение роли декламации в вок. партиях. К наиб. значит. созданиям В. принадлежат оперы "Дон Карлос" (по драме Шиллера, 1867, написана для Парижской оперы) и "Аида" (1870, по заказу егип. правительства в связи с открытием Суэцкого канала). Использованные в "Аиде" элементы жанра большой оперы - развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжеств. шествия, балеты - полностью подчинены раскрытию глубокого гуманистич. содержания. Близок лучшим поздним операм, в частности "Аиде", Реквием (на смерть писателя-патриота А. Мандзони). Вершинные творения В. - муз. драма "Отелло" (1886) и комич. опера "Фальстаф" (1892). В "Отелло" В. достиг полного слияния музыки с драм. действием. Он отказался от традиц. арий, дуэтов (заменены монологами, диалогич. сценами, основанными на сквозном муз. развитии). Тот же принцип применён в "Фальстафе". Тем самым В. реформировал комич. оперу на основе достижений реалистич. муз. драмы 19 в. Творчество В. - высшая точка развития итал. оперы 19 в. и одна из вершин оперного реализма в мировом муз. искусстве. Продолжая традиции своих предшеотвенников и современников (Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини), осваивая опыт разл. совр. оперных школ (Ш. Гуно, Р. Вагнер) и опираясь на песенные истоки итал. нар. музыки, В. создал свой муз. стиль, для которого характерны яркая театральность, острота и выпуклость в обрисовке действующих лиц и ситуаций, непрерывность сценич. развития, гибкость вок. декламации, мастерство ансамбля, усиление драматургич. роли оркестра. Демократичность, глубокая человечность творчества В. принесли ему большую популярность. Его оперы исполняются во всех оперных театрах мира. Оперы (26), в т. ч. Оберто, граф Сан-Бонифачо (1839, Милан), Навуходоносор (Набукко, 1842, там же). Ломбардцы в первом крестовом походе (1843, там же; 2-я ред. под назв. Иерусалим, 1847, Париж), Эрнанн (1844, Венеция), Атгила (1846, там же), Макбет (1847, Флоренции; 2-я ред. 1865, Париж), Разбойники (1847, Лондон), Корсар (1848, Триест), Луиза Миллер (1849, Неаполь), Риголетто (1851, Венеция), Трубадур (1853, Рим), Травиата (1853, Венеция), Сицилийская вечерня (1855, Париж), Симон Бокканегра (1857, Венеция; 2-я ред. 1881, Милан), Вал-маскарад (1859, Рим), Сила судьбы (1862, Петербург; 2-я ред. 1869, Милан), Дон Карлос (1867, Париж; 2-я ред. 1884, Милан), Аида (1871, Каир), Отелло (1887, Милан), Фальстаф (1893, там же); для голосов с орк. - Реквием (1874); Четыре духовные пьесы для хора с орк. (1898); для хора и фп. - Звучи, труба (революц. гимн, 1848), Гимн наций (1862); кам.-инстр. ансамбли; романсы и др. Избр. письма. Сост., пер., вступ. статья и прям. А. Д. Бушей, М" 1959.
Асафьев В., Верди, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Серов А., Верди в его новая опера ["Сила судьбы"), в его кн.: Избр. статьи, т. 2, М" 1957; Соллертинский И., Дж. Верди, в его кн.: Историч. этюды. Л., 1963; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, М., 1967; Тароцци Дж., Верди, пер. с итал., М., 1984; Соловцова Л. А., Дж. Верди, М., 1986; Галь Г., Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера, три мира, пер. с нем., М., 1986; Bella! gut С. P., Verdi. Biographic critique, Mil., 1956; Oatti С., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1-2, Mil., 31953; Husiey D, Verdi, N.Y, 1962; Hopkinson C., A bibliography of the works of O. Verdi, V. 1-2, N. Y., 1973-78 Mila M., L'arte di Verdi, Torino, 1980.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

БУНИН

БУРРЕ

БУЦКО

БЭЛЗА

БЮЛОВ

БЮНУА

БЮХЕР

ВАЙСЕ

ВАЛЕН

ВАЛЬС

ВАМБИ

ВАНЧА

ВАРЕЗ

ВАТЛО

ВЕБЕР

ВЕЙЛЬ

ВЕККИ

ВЕКОВ

ВЕЛИЧ

ВЕСКИ

ВИГАН

ВИДОР

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛЫ

ВИОЛЬ

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

ВИТРИ

ВОЖДЬ

ВОЙКУ

ВОЛЬФ

ВОЩАК

ВЫЗГО

ВЬЕРН

ГААЗЕ

Музыкальный словарь ver16