на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВИЗАНТИИ МУЗЫКА. Истоки В. м. восходят к перс., коптской, евр., арм. песенности, позднегреч. и рим. мелосу. С 4 в. в неё проникали элементы сирийского, с 8 в. - славянского, с 9 в. - араб. муз. искусства. В лит. источниках содержатся упоминания о странствующих певцах-музыкантах (гистрионах, мимах). При имп. дворе звучала светская музыка - аккламации (приветственные возгласы и славословия на стихотворные тексты), хор. полихронии (многолетия), а также эвфемии (праздничные аккламации, бывшие частью придв. литургич. службы); музыка инстр. ансамблей (трубачей, цимбалистов), игра на гидравлосе, пневматич. органе. В нотированных памятниках сохранилась исключительно культовая музыка, к-рая была чисто вокальной и одноголосной. Древнейшие виды культового пения - литургич. речитатив (чтение нараспев) и псалмодия. С 4 в. получили распространение тропари, со временем (6-7 вв.) вытеснившие псалмодию. Начало расцвета визант. гимнотворчества - 5-6 вв. Наиб. известный гимнограф этого времени - Роман Сладкопевец (родом из Сирии), создатель кондаков. В 7-8 вв. этот жанр был вытеснен каноном, кульминац. период в развитии которого связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского (650-740), Иоанна Дамаскина (675-749), Космы Майюмского (ум. ок. 760). Иоанну Дамаскину, позднее Иосифу Гимнографу и др. гимнотворцам принадлежит большая роль в формировании Октоиха (первонач. ред. - 6 в.), в котором гимны располагались в соответствии с системой осмогласия. С 9 в. важнейшим центром гимнотворчества стал Студитский монастырь в Константинополе, в котором трудился мелод (распевщик) Феодор Студит (759-826). За пределами Византин её муз. традиции получили развитие в Базилианском монастыре в Гроттаферрате (близ Рима). С 10 в. получил распространение жанр стихиры. Новый подъём гимнич. искусства в 14-15 вв. связан с деятельностью Иоанна Кукузеля в Афонском монастыре. Он был прерван османским завоеванием и падением Константинополя в 1453. Памятники В. м. сохранились в разл. видах нотации, древнейшая из которых - экфонетическая нотация. В 8 в. начало складываться невменное письмо (см. Невмы), имеющее 3 историч. типа: ранневизант., или палеовизант. (10-12 вв.); средневизант. (кон. 12-15 вв.); поздневизант., или "кукузелевское" (15 - нач. 19 вв.). Для обозначения ритма, динамики и характера исполнения существовали хейрономич. знаки (см. Хейрономия). До сих пор полностью не решена проблема расшифровки ранневизант. нотации. В 20-30-х гг. 20 в. Г. Тильярду и Э. Веллесу удалось раскрыть осн. принципы средневизант. и поздневизант. нотаций. Визант. теория музыки была схоластичной, оторванной от живой практики, авторы трактатов ограничивались интерпретациями позднеантич. наследия (Псевдо-Аристотель, Гауденций, Никодим, Николай Мезарит). В. м. сыграла значит. роль в развитии ср.-век. муз. искусства Вост. (в т. ч. Др. Руси) и Зап. Европы, ряда стран Передней Азии. Monumentа musicae byiantinae. (Facsimilia, v. 1-6, Transcripta, v. 1-9, Lectionaria, v. 1-5, Subsidia, v. 1-4), Kbh. - Boston - Roma, 1935-62.
Герцман Е. В., Становление муз. культуры, в кн.: Культура Византии IV - первая пол. VII в., М., 1984; его же, Развитие муз. культуры, в кн.: Культура Византии 2-я пол. VII - XII в., М., 1989; его же, Византийское музыкознание, Л., 1988; Wеliеsz В., A history of Byzantine music and hymnology, 2Oxf, 1961. Ю. В. Келдыш.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь