на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (нем., англ., франц. Renaissance, итал. Rinascimento, испан. Renacimiento; от лат. renascor - возрождаюсь), - эпоха в истории европ. культуры, характеризующаяся крупнейшими экономич. и социально-политич. преобразованиями, расцветом светской гуманистич. мысли, великими науч. и географич. открытиями, возрождением антич. культурного наследия (отсюда термин "В."), В Италии - 14-16 вв., в др. странах Зап. и Центр. Европы - сер. 15-16 вв. Историч. поворот от средневековья к В. констатировали мн. деятели европ. культуры (в Италии - Петрарка, Лоренцо Балла и др.). Как культурно-историч. категория термин "В." впервые употреблён в 16 в. Дж. Вазари, в музыковедении он применяется со 2-й пол. 19 в. (А. В. Амброс, X. Риман, А. Экспер). Существуют разл. точки зрения на историч. границы муз. В. Наиб. устоявшимся является представление о 1 -й пол. 15 в. как о собственно начале эпохи В. в музыке (творчество Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи, формирование ренессансного идеала гармонии и красоты, норм т. н. строгого стиля, переход к благозвучному эвфонич. контрапункту; см. Эвфония) и 2-й пол. 16 в. как его завершающей стадии (творчество Палестрины, О. Лассо, композиторов венецианской школы, поздних итал. мадригалистов, первых оперных композиторов, постепенный отход от ренессансных принципов - разрушение норм "строгого стиля", рождение гомофонно-гармонич. склада, формирование принципа контраста). При этом уже в Ars nova выделяют ренессансные тенденции, а в нидерландской школе 15 в., относящейся к В., отмечают ср.-век. влияния (характерно для В. стран Сев. Европы в целом). В ряде совр. исследований музыку 2-й пол. 16 в. относят к маньеризму. В связи с переходом от ср.-век. теоцентрич. культуры к антропоцентрической произошли сущностные изменения в муз. искусстве. Как и в др. видах искусства, необычайно усилилась тенденция к отражению многообразия мира; однако идея разнообразия (лат. varietas) сочеталась со стремлением к совершенному согласованию, гармонии, соразмерности всех элементов целого. Ср.-век. эстетич. канон стал постепенно разрушаться под влиянием ренессансного индивидуализма; при этом varietas и гармония выступили как ведущие художеств. категории эпохи. Начало нотопечатания, новые условия бытования музыки (появление демократич. публики, расцвет любительского музицирования) вели к переосмыслению её социального статуса. Возросла роль светских жанров (фроттола, вилланелла, вильянсико, шансон, Lied, мадригал, мадригальная комедия, в кон. 16 в. - опера, балет), самостоятельной стала инстр. музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизац. пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии), возродился интерес к танц. искусству (появление многочисл. танц. жанров, нотных танц. собраний, спец. руководств и первых проф. танцмейстеров). Изменилось также интонац. наполнение традиц. церк. жанров - мессы и мотета: в качестве cantus firmus стали использоваться не только григорианские, но и светские мелодии; допускалось свободное обращение с cantus firmus - его включение и выключение, раздробление по голосам, полифонич. преобразования, проведение от разл. ступеней и т. д., появились композиции без cantus firmus (месса "Mi-Mi" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины). В комп. творчестве, т.о., возникла задача "изобретения" материала (лат. inventio), ставшая важнейшей творч. проблемой муз. искусства Нового времени. Как и в живописной композиции эпохи В., в музыке происходила динамиза-ция пространств. характеристик (новые фактурные решения - сквозная имитационность, свободные включения и выключения голосов, переклички хоров, эффект эха, противопоставление соло и хора, вок. и инстр. разделов). Техника композиции претерпела существ. изменения и в связи с преобразованием модальной системы (см. Церковные лады, Модальность, Модальная гармония) - распространением хроматизма, формированием мажора и минора, сложением тонально-гармонич. функциональности, установлением новой трезвучной концепции вертикали (теоретически разработана Дж. Царлино). Ряд новых явлений в музыке В. был непосредственно вдохновлён некоторыми идеями античности. В частности, хроматика позднего мадригала связана с реставрацией антич. учения о хроматич. и энармонич. родах интервальных (Н. Вичентино), смена пифагорова строя чистым - с обращением к интервальным вычислениям Птолемея и Аристоксена, зарождение оперы и балета - с попытками реконструировать антич. синтез искусств и монодию с сопр. (франц. Академия поэзии и музыки, Флорентийская камерата), т. н. музыка в античных метрах (К. Ле Жён) - с воспроизведением особенностей антич. ритмики (в поэзии - П. Ронсар, А. Баиф). Ренеесансная эстетика в своих осн. принципах отрицала средневековую. Муз. теоретики (И. Тинкторис, Царлино) противопоставляли совр. манеру письма (maniera moderna) старой (antica, vecchie), ср.-век. музыку рассматривали как созданную "невеждами", "варварскую". Однако реально В. сохранило преемственность по отношению к ряду принципов культуры средневековья. В частности, музыка по-прежнему рассматривалась как наука и по ср.-век. школьной традиции входила в квадривий наряду с арифметикой, геометрией и астрономией (в теоретич. трактатах, как и ранее, подчёркивалась особая актуальность числа, числовой пропорции, симметрии для муз. композиции). С др. стороны, в недрах В. вызревали некоторые принципы, ведущие к барокко, в т. ч. начинали складываться эффектная трактовка слова, риторич. фигуры (см. Риторика музыкальная), что сближало музыку с системой тривия (грамматика, риторика, диалектика). В эпоху В. при опоре на общестилистич. закономерности происходило активное формирование нац. школ - нидерландской (Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре), итал. (Палестрина, Л. Маренцио, К. де Pope, Джезуальдо и др.), франц. (К. Жанекен), нем. (Г. Финк, Арнольд фон Брук, Б. Резинариус), англ. (Данстейбл, Дж. Тавернер, У. Бёрд, Т. Морли), испан. (К. де Моралес, Т. Л. де Виктория), чеш. (Я. Т. Турновский, К. Гарант), польской (Миколай из Радома, Вацлав из Шамотул, М. Гомулка). По словам Вичентино, "каждая нация имеет свои акценты". Складывались также школы отд. городов (римская во главе с Палестриной, венецианская во главе с А. и Дж. Габриели и др.) и индивидуальные комп. стили. Стили и жанры различались и в зависимости от их социальной функции - музыка народная и "учёная", церк. и светская, для "неискушённых любителей" и для "изысканных ушей"; так, изощрённая хроматика позднего мадригала предназначалась "для синьоров и князей" (musica reservata). Интерес к муз. наследию В., в значит. своей части преданного забвению в 17-19 вв., резко возрос в кон. 19-нач. 20 вв. - в музыкознании (публикация нотных памятников, теоретич. трактатов, науч. исследования), исполнительстве (деятельность ансамблей старинных инстр.) и комп. практике (напр., "Монумент Джезуальдо" Стравинского).
Грубер Р. И., История муз. культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941, т. 2, ч. 1-2, М., 1953-59; Конен В. Д., К вопросу о стиле в музыке Ренессанса, в её кн.: Этюды о заруб. музыке, М., 1975; Брянцева В. Н., Ливанова Т.Н., Проблемы Ренессанса в совр. зап. музыкознании, в кн.: Ливанова Т. Н., Из истории музыки и музыкознания за рубежом, М., 1981; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения..., М., 1982; Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985; Евдокимова Ю., История полифонии, в. 2-Л: Музыка эпохи Возрождения: XV век, М., 1989; Веsseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931-34, 1937; Lоwinskу Е., The concept of physical and musicalspace in the Renaissance, in: Papers of American musicological society (annuaUneeting, 1941); его же, Music in the culture of the Renaissance, "Journal of the History of ideas", 1954, v. 15, № 4; Bukofzer M. P.. Studies in medieval and renaissance music, N. Y., 1950; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y.. 1954, N. Y.-L., 1959; The Renaissance image of man and the world, ied by B. O Kelley, [Columbus], 1966; Brown H. M., Music in the Renaissance, Englewood Cliffs, 1976; Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg. 8, Lpz., 1977; Lfg. 5, 9, Lpz., 1981-83; Maniates M. R., Mannerism in Italian music and culture, Manchester, 1979; H a a r J., Essays on Italian poetry and music in the Renaissance, 1350-1600, Berk.- [a. o.]. 1986. Т.Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

БОНТЕМПЕЛЛИ

БОРИСОВСКИЙ

БОРТНЯНСКИЙ

БРАИЛОВСКИЙ

БРЕТАНИЦКИЙ

БУГАРИНОВИЧ

БЮГЕЛЬГОРНЫ

ВАЛЬКАРСЕЛЬ

ВАН ОТТЕРЛО

ВАСИЛЕВСКИЙ

ВВОДНЫЙ ТОН

ВЕЙНГАРТНЕР

ВЕНЕВИТИНОВ

ВЕРЖБИЛОВИЧ

ВЕРИКОВСКИЙ

ВЕРКМЕЙСТЕР

ВЕРМИНЬСКАЯ

ВЕРСТОВСКИЙ

ВИТГЕНШТЕЙН

ВОКАЛИЗАЦИЯ

ВОЛЧАНЕЦКАЯ

ВУКДРАГОВИЧ

ГАЛЛИ-КУРЧИ

ГАЛЛИ-МАРЬЕ

ГАНЫ МУЗЫКА

ГЕВАРА ОЧОА

ГЕНЕРАЛ-БАС

ГЕПТАТОНИКА

ГЕРРА ПЕЙШИ

ГЕРРЕЦ-ЛУНД

ГЕРСОН-КИВИ

ГЕРСТЕНБЕРГ

ГЕТЕРОФОНИЯ

ГЛАДКОВСКИЙ

ГЛОКЕНШПИЛЬ

ГОЛОВИНСКИЙ

ГОЛУБОВСКАЯ

ГОНЧИКСУМЛА

ГОРБУЛЬСКИС

Музыкальный словарь ver16