на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ВОЛЬФ (Wolf) Xyro (1860-1903) - австрийский композитор, музыкальный критик. В 1875-77 учился в Венской конc., в дальнейшем занимался самостоятельно. В 1881-82 работал капельмейстером гор. театра в Зальцбурге. В 1884-87 сотрудничал в газ. "Wiener Salonblatt", где выступал со статьями в защиту новой музыки, в частности Р. Вагнера. Наиб. плодотворные творч. годы - 1888-91 (большинство песен) в 1895-97 (комич. опера "Коррехидор", 2-я часть "Итальянской книги песен", работа над муз. драмой "Мануэль Венегас"). В связи с душевной болезнью вспышки творч. активности чередовались у В. с затяжными кризисными периодами. Предст. позднего романтизма, В. вошёл в историю мировой муз. культуры как один из крупнейших мастеров кам.-вок. жанра 19 в., создавший новый тип песни (автор ок. 300 песен). Истоки стиля В. многообразны: это гл. обр. опора на традицию австро-нем. романтич. песни (Lied) и переосмысление в специфически песенном жанре вагнеровской реформы муз. драмы. По сравнению с предшественниками в песне В. резко возросло внимание к поэтич. слову, обострилась декламац. выразительность. Называя свои произв. "стихотворениями для голоса в фортепиано", В. обращался к поэзии Э. Ф. Мёрике, И. В. Гёте, Й. Эйхендорфа, Г. Келлера, к нем. переводам испан. и итал. лирики ("Испанская книга песен" по П. Хейзе и Э. Гейбелю и "Итальянская книга песен" по П. Хейзе). Часто ради сохранения в музыке смысловых и синтаксич. акцентов стиха В. отказывается от формальной симметрии. Особенностью некоторых песен В. является также перенесение осн. тематич. материала в партию фп. Начиная со "Стихотворений Э. Мёрике" постоянным становится объединение в сборнике большого числа разнохарактерных песен, связанных единством поэтич. источника, повторяемостью муз.-поэтич. мотивов, иногда подразумеваемой сюжетной связью. В ряде песен отразился интерес В. к муз. театру; меткость обрисовки действия, характерность речевых интонаций способствуют восприятию их как диалогич. песен-сценок. Опера - Коррехидор (1896, Мангейм): муз. драма - Мануэль Венегас (1897, неоконч.); для орк. - симф. поэма Пентесилея (1885), Итал. серенада (1892); для голоса с фп. - Стихотворения Э. Мерим (1888), Стихотворения И. В. Гёте (1889), Испанская книга песен (1890), Старинные напевы, в стихотворений Г. Келлера (1890), Итал. книга песен (1896), 3 стихотворения Микеланджело (1897) и др.
Musikalische Kritiken, Lpz., 1911, и др.
Вульфиус П. А., Г. Вольф и его "Стихотворения Эйхевдорфа...", М., 1970; Коннов В., Песни Г. Вольфа, М., 1988; Dесsеу Е, Н. Wolf, Bd 1-4, Lpz.- В., 1903-06; Bieri О., Die Lieder von H. Wolf, Bern - Lpt, 1935; Sams E., The songs of H. Wolf, N.Y., 1962. Т.Л. Вахрах.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
В..

ВЕККИ

ВЕКОВ

ВЕЛИЧ

ВЕРДИ

ВЕСКИ

ВИГАН

ВИДОР

ВИЕЛА

ВИЕРУ

ВИКАР

ВИНЧИ

ВИОЛЫ

ВИОЛЬ

ВИОРА

ВИРЕН

ВИТОЛ

ВИТРИ

ВОЖДЬ

ВОЙКУ

ВОЩАК

ВЫЗГО

ВЬЕРН

ГААЗЕ

ГАВОТ

ГАЙДА

ГАЙДН

ГАЙТО

ГАЛЕН

ГАЛОП

ГАММА

ГАНЕВ

ГАНОН

ГАТРИ

ГАТТИ

ГАЧЕВ

ГБЕХО

ГВИДО

ГЕДДА

ГЕРКЕ

Музыкальный словарь ver16