на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВОЛЬФ (Wolf) Xyro (1860-1903) - австрийский композитор, музыкальный критик. В 1875-77 учился в Венской конc., в дальнейшем занимался самостоятельно. В 1881-82 работал капельмейстером гор. театра в Зальцбурге. В 1884-87 сотрудничал в газ. "Wiener Salonblatt", где выступал со статьями в защиту новой музыки, в частности Р. Вагнера. Наиб. плодотворные творч. годы - 1888-91 (большинство песен) в 1895-97 (комич. опера "Коррехидор", 2-я часть "Итальянской книги песен", работа над муз. драмой "Мануэль Венегас"). В связи с душевной болезнью вспышки творч. активности чередовались у В. с затяжными кризисными периодами. Предст. позднего романтизма, В. вошёл в историю мировой муз. культуры как один из крупнейших мастеров кам.-вок. жанра 19 в., создавший новый тип песни (автор ок. 300 песен). Истоки стиля В. многообразны: это гл. обр. опора на традицию австро-нем. романтич. песни (Lied) и переосмысление в специфически песенном жанре вагнеровской реформы муз. драмы. По сравнению с предшественниками в песне В. резко возросло внимание к поэтич. слову, обострилась декламац. выразительность. Называя свои произв. "стихотворениями для голоса в фортепиано", В. обращался к поэзии Э. Ф. Мёрике, И. В. Гёте, Й. Эйхендорфа, Г. Келлера, к нем. переводам испан. и итал. лирики ("Испанская книга песен" по П. Хейзе и Э. Гейбелю и "Итальянская книга песен" по П. Хейзе). Часто ради сохранения в музыке смысловых и синтаксич. акцентов стиха В. отказывается от формальной симметрии. Особенностью некоторых песен В. является также перенесение осн. тематич. материала в партию фп. Начиная со "Стихотворений Э. Мёрике" постоянным становится объединение в сборнике большого числа разнохарактерных песен, связанных единством поэтич. источника, повторяемостью муз.-поэтич. мотивов, иногда подразумеваемой сюжетной связью. В ряде песен отразился интерес В. к муз. театру; меткость обрисовки действия, характерность речевых интонаций способствуют восприятию их как диалогич. песен-сценок. Опера - Коррехидор (1896, Мангейм): муз. драма - Мануэль Венегас (1897, неоконч.); для орк. - симф. поэма Пентесилея (1885), Итал. серенада (1892); для голоса с фп. - Стихотворения Э. Мерим (1888), Стихотворения И. В. Гёте (1889), Испанская книга песен (1890), Старинные напевы, в стихотворений Г. Келлера (1890), Итал. книга песен (1896), 3 стихотворения Микеланджело (1897) и др.
Musikalische Kritiken, Lpz., 1911, и др.
Вульфиус П. А., Г. Вольф и его "Стихотворения Эйхевдорфа...", М., 1970; Коннов В., Песни Г. Вольфа, М., 1988; Dесsеу Е, Н. Wolf, Bd 1-4, Lpz.- В., 1903-06; Bieri О., Die Lieder von H. Wolf, Bern - Lpt, 1935; Sams E., The songs of H. Wolf, N.Y., 1962. Т.Л. Вахрах.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь