на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ВСТУПЛЕНИЕ (нем. Einleitung; англ., франц. introduction; итал. introduzione) - раздел, предваряющий осн. часть муз. произв. В небольших В. устанавливаются тональность, темп, фактурный рисунок (романс "Избушка" Грига), иногда излагается относительно завершённая муз. мысль на материале осн. частей формы (романс "Не искушай меня без нужды..." Глинки), реже на самостоят. материале (его же "Жаворонок"). Крупные В. в сонатных allegri подразделяются на контрастно-оттеняющие (1-я часть 104-й симф. Гайдна), подготавливающие (1-я часть 4-й симф. Бетховена), основанные на особой теме (лейтмотиве), в дальнейшем противополагаемой остальным (1-я часть 4-й симф. Чайковского). Развитое В. в произв. программного характера ("Арагонская хота" Глинки), несонатное В. в опере наз. интродукцией ("Пиковая дама" Чайковского), прелюдией ("Травиата" Верди), Vorspiel ("Лоэнгрин" Вагнера). Сонатное В. к операм обычно наз. увертюрой; В. ко 2-му или к одному из последующих актов наз. антрактом.
Назайкинский Б. В., Логика муз. композиции, М., 1982.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь