на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЗАПАДНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Музыкальная культура историко-культурного региона Зап. Африка включает музыку государств Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, юж. провинций Мали и Нигера, а также Камерун и Экваториальная Гвинея (к-рые географически обычно относят к Центр. Африке). З. А. м. в связи с пестротой этнич. состава региона (здесь проходит граница расселения двух рас - бербероязычных туарегов и негроидных народов), множественностью языковых и диалектных групп, разнообразием форм экономич. деятельности и религий отличается богатством муз. традиций и стилей, а также их постоянным взаимодействием, смешением (в частности, в связи с миграцией населения). Музыке принадлежала немаловажная роль в жизни высокоорганизованных цивилизаций Йоруба и игбо и исламизироваиных феодальных государств - Гана (3-11 вв.), Мали (13-15 вв.), Сонгай (16-17 т.), Канем (14 - кон. 19 вв.) и др. Различалась музыка двора н общины. Придв. музыка была строго канонизирована: напр., звучание некоторых барабанов допускалось только в присутствии эмира или высокопоставленных лиц либо во время битвы. В придв. церемониях большая роль отводилась ансамблям и оркестрам - рожковым, барабанным. Во время больших религ. праздников и важных политич. событий придв. музыка включалась в общенар. торжество. Существовала традиция регулярных придв. концертов (даренджума' а). В придв. искусстве сформировалась т. н. высокая традиция. От исполнителей требовалась проф. подготовка. Сложились касты музыкантов и сказителей - арокины (Нигерия), мендзаны (Камерун), джали (Гамбия); известны также под общим назв. гриоты. Нек-рые из них служили при дворах вождей, королей, а также в богатых семьях, являясь хранителями семейных генеалогий (исполняли историч. сказания, величальные песни и др.). Значит. часть составляли странствующие гриоты, которые, выступая во дворцах, на деревенских праздниках, на гор. рынках, переносили традиции от одного социального слоя (а также и этноса) к другому. В деревенских общинах музыканты обычно занимались и каким-то др. обществ.-полезным трудом. А. м. выполняет эстетич., этич., утилитарные функции. Мн. народы приписывают ей магич. роль, рассматривают как средство общения с духами, силами природы и воздействия на них, отсюда - сакрализация напевов, ритмов, муз. инструментов. Большая роль в сохранении и передаче муз. традиций, в обучении молодёжи принадлежала тайным обществам. Музыка - неизменный компонент всех семейных, календарных и обществ. обрядов. Выделяется погребальный ритуал (мог длиться неск. месяцев), во время которого с помощью барабанов, погремушек, дудок из дома покойного "изгоняются" злые духи, женщины поют песни-плачи, исполняются ритуальные танцы. Спец. песни, танцы, а также шествия, соревнования сопровождают обряды инициации (посвящения во взрослые). Как правило, песня, танец, действо в обрядах неотделимы друг ст друга. Зачастую исполнители надевают маски; у некоторых народов (напр., у дан в Того) имеются оригинальные акустич. маски (Бегбо), искажающие голос. Музыка сопутствует и коллективным трудовым процессам (песни косьбы и гребли у конкомба, молотьбы у кассена-нанкани н бунлса, сбора риса у дан и др.). Разнообразны типы вок. исполнения. У народа бопоиноу (Габон) принято мягкое, спокойное пение, у акан, га, эве (Гана) - открытый звук, фальцет, йодли. Интонирование песен зачастую определяется тональным характером языков большинства народов Зап. Африки. Однако преобладает нисходящее мелодич. движение. В многоголосии различны типы соотношения голосов у разных народов: движение параллельными интервалами, одноврем. звучание неск. самостоят. мелодич. линий, элементы канона, принцип гокета и т. п. Многочисленны песенные жанры, в т. ч. мвет (эпич. воен. песнопения у фанг), серенады и др. любовные песни. Ладовой основой З. А. м. зачастую служит пентатоника, но встречаются также 6-, 7-, 2-ступенные звукоряды, как диатонические, так и включающие микрохроматику, ув. интервалы. Богата ритмика, выполняющая наравне с мелодикой информативную функцию (определённая ритмич. формула обозначает соответствующий текст). Отличит. черта ритмики - совмещение метрич. регулярности с кажущейся ритмич. свободой, как бы совмещение разл. метроритмич. сеток, комбинирование из простых ритмич. сочетаний сложных комплексов. Разнообразен инструментарий Зап. Африки. Многим инструментам, в т. ч. барабанам, флейтам, придаётся магич. значение. Встречается деление инструментов на мужские и женские (напр., у туарегов на флейтах играют только мужчины). Характерно наделение ансамблевых инструментов наименованиями, символизирующими родовые связи: "мать" и "ребёнок", "мужчина" и "женщина" и т. д. Широко распространены в Зап. Африке мембранофоны, особенно барабаны, различающиеся по форме, количеству мембран, способам звукоизвлечения: конусообразные барабаны - сангбай (Сьерра-Леоне); цилиндрические - гбунг-гбунг (Либерия); со сферич. корпусом - боте (Сьерра-Леоне); в форме песочных часов - хатамба (у лимба), водяные барабаны - ассакхалембо; разновидности литавр - табл (у туарегов); т. н. щелевые барабаны из выдолбленных стволов с прорезями или из туго сплетённого тростника. Барабанная игра зачастую служит средством передачи информации ("говорящие барабаны"). Так, на барабане дун-дун (у йоруба) воспроизводят мелодия, н ритмич. рисунок тональной йорубской речи (используется, в частности, для восхваления предков правящих династий). Многочисленна группа идиофонов: колокольчики, в т. ч. давуро и ннавута (у ашанти); трещотки и др. шумовые, в частности акзатце (полая тыква, опутанная бусами; Гана); разл. ксилофоны. Популярны также ламеллафоны (см. Идиофоны): санса (или м6ира), премпенсуа, конди, конгома и др. Духовые инструменты представлены разнообразными типами флейт, трубами, свистками, окаринами. Трубы из слоновых бивней или рогов антилопы применяются гл. обр. как придворные, сигнальные и культовые инструмент Малочисленна и наиб. поздняя по происх. группа струнных (в основном занесены кочующими фульбе и мандинго). Среди смычковых - однострун. скрипка инзад (у туарегов; аналогичный инструмент встречается у темне в Сьерра-Леоне). Известны муз. луки с одной, реже неск. струнами, натянутыми на гибкую палку, один конец котоpoй упирается в землю (служит резонатором), - гбегбетеле, гбонг, кпала и др. Разнообразны инструменты типа арфы или арфы-лютни. У исламизиров. народов большую группу образуют щипковые - ксалам (у волоф), моло (у фульбе), а также: 21-струн. кора (излюбленный инструмент гриотов). Для Зап. Африки характерна ансамблевая игра (в т. ч. как сопр. пению). Существуют ансамбли смешанные - мменсуон, нагла (Гана), барабанные, флейтовые - кара (Нигерия), струнно-ксилофонные (Сенегал), флейтово-барабанные (Буркина-Фасо), ксилофонные (Мали). Несколько обособлена муз. культура Мали, Нигера, а также тесно связанных с ними кочевых народов (фульбе, мандинго) Сенегала, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Гамбии. Наиб. самобытна музыка туарегов (исповедуют ислам), у которых, в отличие от мусульм. негроидных народов, нет профессии музыкант (эту функцию выполняет наряду с др. обязанностями спец. каста слуг). Муз. традиции туарегов четко разделены на мужские (испытали влияние музыки Бл. Востока; xарактерно неприкладное значение музицирования) и женские (сохраняли архаич. черты; в осн. это музыка утилитарного назначения). Воздействие муз. культуры ислама на З. А. м. сказалось как в непосредств. перенесении на афр. почву ортодоксальных культовых традиций (распевание текстов из Корана, призывы муэдзина, муз. оформление религ. праздников и др.), так и в самой муз. практике (заимствование строфич. принципа построения вок. форм, использование струнно-щипковых инстр. и др.). Выделяется также культура островных и юго-зап. прибрежных государств, которые испытали сильные амер.-европ. влияния. В связи с заселением этой зоны португ. колонистами здесь возникли разнообразные этнокультурные синтезы. Напр., на Ю. Сенегала сохранилась старинная португ. музыка, а также распространены многочисл. смешанные (афро-португ.) жанры. В прибрежных и островных зонах Сьерра-Леона и особенно в Либерии (часть её населения составляют американо-либерийцы - потомки быв. рабов) существ. место в муз. культуре принадлежит креольской традиции. Это проявляется в культовой музыке (христ. службы сопровождаются муж. хором и органом), праздничных религ. шествиях (элементы католич. карнавала переплетаются с афр. ритуалами, в частности включение танцев масок), Получили распространение специфич. разновидности сев.-амер. спиричуэл. В области светской музыки с креольскими традициями связана популярность разл. инстр. групп, выступающих на вечеринках, свадьбах, а также бэндов (в Либерии под назв. гамби, гомби, мило джаз; они иногда сопровождали танцы масок). Широко известны такие жанры, как маринга и заимствованные из Сев. Америки, но качественно переосмысленные блюз, соул и др. Европ. культура проникала на Афр. континент и с духовными) миссиями. С принятием африканцами христианства возникли религии сочетающие христ. догматы с афр. ритуалами. Европ. церк. музыка приспосабливалась к местным условиям (исполнение молитв на афр. языках, включение в богослужение афр. песнопений, танцев, игры на барабанах). Даже ортодоксальная христ. псалмодия приобрела здесь иной облик (афр. ритмич. организация, темперация, подчинение принципу тональных языков изменяли её ритмич. и мелодич. контуры). В процессе колонизации Африки афр. традиции вытеснялись английскими и французскими. В зап.-афр. городах (бурно развивались в колониальный период) культивировалась зап.-европ. музыка (т-р, концерты, поп-музыка, бэнды). В 20 в. возникли местные формы лёгкой музыки, напр. стиль хайлайф. Европ. театр. искусство стимулировало развитие афр. традиц. театра: откристаллизовались такие жанры, как ганские театр. действа, т. н. опера йоруба (разыгрывается один сюжет, музыка является элементом, организующим действие). Одна из первых афр. муз. драм создана сьерра-леонским комп. А. Дафаром ("Кинкункор", 1934). В 1960-70-х гг. (после завоевания государствами Зап. Африки независимости) особое внимание стало уделяться сохранению и пропаганде нац. традиций. Возникли науч. центры, где изучается традиц. музыка: Совет искусств в Гане (впоследствии - Институт искусств и культуры), Институт африканистики при Ганском университе. Муз. академия в Гане, Региональный центр по документации и исследованиям в области устного муз. творчества в Камеруне и др. По их инициативе проводятся смотры и фестивали нар. искусства. Прошли 1-й Всемирный фестиваль негр. искусства (Дакар, 1966), 2-й Всемирный фестиваль негр. и афр. искусства и культуры (Лагос, 1977), а также Между нар. симпозиум по афр. культуре (Ибадан, 1966), науч. коллоквиум "Муз. традиции южней Сахары" (Яунде, 1970) и др. Нац. искусство пропагандируют центры радиовещания и ТВ, студии грамзаписи. Среди творч. коллективов - Сенегальский балет, Нац. ансамбль Мали, Нац. балет "Джолиба" (Гвинея). Спец. уч. заведения готовят проф. муз. кадры, а также ведут науч. работу, в их числе: Нац. академия музыки в Виннебе, Школа музыки и драмы при Ганском университе, муз. ф-ты университов в Ифе, Ибадане, Лагосе. В Зап. Африке сложилась ведущая на Афр. континенте комп. школа. Среди её представителей: С. Аквей, Э. Аму, Ф. Гбехо, комп. и музыковед К. Нкетия (Гана), Ф. Вебей, комп. и музыковед М. С. Эно-Белинга (Камерун), С. Акпабот, Ф. Сованде, У. Эчезона и А. Юба (Нигерия). Среди исполнителей традиц. музыки: певцы - К. Нимо (Даниел Ампонса; Гана), М. С. Сенгор, Д. Нгарри (Сенегал), С. Базумана, Ф. Дембе (Мали); исполнители на коре - Б. Кануте, Л. Конте; барабанщики - Д. К. Тей, И. Мьямиче.
Виноградов В. С., Музыка Гвинеи, М., 1969; Очерки муз. культуры народов Тропич. Африки.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
З..

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16