на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЧАВЕС (Chavez) Карлос (наст. фам. и имя - Pадуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико) - мексиканский композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Обучался игре на фп. у П. Л. Огасона и М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1925-26 организовал в Мехико концерты совр. музыки. В 1928 основал симф. оркестр Мехико (позже - Нац. симф. оркестр; возглавлял его до 1949). Директор Нац. консерватории (1928-34), один из основателей Мекс. муз. издательства (1945), основатель журн. «Nuestra Musica» (1946), генеральный директор Нац. института изящных искусств (1947-1952). Концертировал как дирижёр в странах Америки и Европы, пропагандируя творчество мекс. и др. лат.-американский композиторов. Выступал в печати как муз. критик. Почётный чл. ряда заруб. академий и институтов. Ч., наряду с С. Ревуэльтасом, - основоположник совр. композиторской школы Мексики, один из ведущих композиторов Лат. Америки. В его произв. 20-30-х гг. доминируют элементы нар. мекс. музыки, в первую очередь индейской (балеты на сюжеты из жизни ацтеков, «Индейская симфония»).В те же годы Ч. отдал дань увлечению муз. модернизмом («Многоугольники», «Шестиугольники», «Энергия», «Спираль» и др. соч.). Симпатии Ч. к революц. движению нашли отражение в таких произв., как «Пролетарская симфония» для хора и оркестра (1934), «Республиканская увертюра» (1935), кантата для хора и оркестра «Солнце» на стихи мекс. пролетарского поэта К. Гутьерреса Круса (1934). В 30-е гг. Ч. организует концерты для рабочих. Начиная с 40-х гг. музыка Ч., не утрачивая нац. черт, становится более академичной. Творчество Ч. оказало большое влияние на совр. мекс. композиторов.
Соч.: опера Панфило и Лауретта (1956, пост. 1957, Нью-Йорк); балеты - Новый огонь (El fuego nuevo, с жен. хором, 1921; 2-я ред. 1927, пост. 1928, Мехико), Четыре солнца (Los cuatro soles, 1926, пост. 1930, там же), Лошадиные силы (Caballo s de vapor, 1927), Дочь Колхиды (La hija de Colquide, 1944; 2-я ред. 1947); кантаты - Солнце (El sol, для хора и орк., 1934), Прометей (1956); для орк. - 7 симфоний (1-я - Антигона, 1933; 2-я - Индейская, 1936; 1951-54; 4-я - Романтическая, 1953; 5-я - для струн. орк., 1953; 1961; 1960), Республиканская увертюра (Obertura republicana, 1935), Симфонич. танец (1953); для орк. нар. мекс. инструментов - Мексиканские песни (Cantos de Mexico, 1933), пьеса Хочипилли Макуилхочитл (1940); концерты с орк. - для фп. (1940), для скр. (1950), для 4 валторн (1938); камерно-инстр. ансамбли - сонатина (1924) и Спираль (Espiral, 1933) для скр. и фп., 3 струн. квартета (1921, 1932, 1944), соната для 4 валторн (1930), Солисты (Soli, для гобоя, кларнета, трубы и фагота, 1933), Энергия (Energia, для 9 инструментов, 1925), токката (для ударных, 1942); для фп. - 6 сонат (1918-61), 7 пьес, 10 прелюдий, 8 этюдов и др.; для хора с орк. - Пролетарская симфония (Sinfonia proletaria, 1934; также под назв. Призывы - Llamadas), Сизая голубка (La paloma azul, 1940); хоры а cappella, в т. ч. 3 ноктюрна на тексты Дж. Китса, П. Б. Шелли и Дж. Н. Г. Байрона (1942); для голоса и орк. или инстр. ансамбля - 4 ноктюрна (для сопрано, контральто и орк., 1939), Шестиугольники (для голоса, фп. и 4 струн. инструментов, 1924); романсы для голоса с фп. Лит. соч.: Toward a new music, N. Y., 1937; Musical thought, Camb. (Mass.), 1961.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЧА..

ХОРЕЙ

ХУБАД

ХУБАИ

ХУБОВ

ХУЧИР

ХУЧУА

ЦАНЦА

ЦВЕИЧ

ЦЕККИ

ЦЕНИН

ЦИМЗЕ

ЦИПРА

ЦИТРА

ЦОДЕР

ЦОМАЯ

ЦОМЫК

ЦУМПЕ

ЦЫБИН

ЦЮРИХ

ЧАМПИ

ЧАНГИ

ЧЕБАН

ЧЕРНИ

ЧЕСТИ

ЧИЖИК

ЧИЛЕА

ЧИШКО

ЧОЛАН

ЧОМАК

ЧОРТЯ

ЧУРАЙ

ШАЙБЕ

ШАЛЬК

ШАПАР

ШАРАИ

ШВАРЦ

ШЕЙДТ

ШЕЙКА

ШЕРАМ

Музыкальный словарь ver16