на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЧАРДАШ (венг. csardas, от csarda - трактир, деревенский кабачок) - венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4. Состоит из 2 контрастных частей: меланхолич. или патетич. медленного вступления, сопровождающего круговую муж. пляску - лассу, или лашшу (венг. lassъ), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа. Ч. восходит, с одной стороны, к венг. танцам с типичной для них острой ритмикой, с другой - к виртуозной инстр. импровизации цыган с её богатой орнаментикой, выразительной и страстной мелодикой. Прототипы Ч. - шуточный танец csalogatasz, венг. кадриль (magyar kör), двухчастный halgato nota с медленным инстр. вступлением и быстрым bokazу, ср.-век. hajdutanc (танец гайдуков - венг. наёмных солдат, служивших при замках). Первая публикация Ч. относится к 1834; тогда же Ч. стал бальным танцем. Наибольшей популярности Ч. достиг в 1845-80; как нар. танец существует в Венгрии и поныне. В проф. музыке Ч. нашёл претворение в «Венгерских рапсодиях» и чардашах для фп. Листа («Csardas macabre», 1882; «Csardas obstinй», 1884), «Венгерских танцах» Брамса, в балетах «Лебединое озеро» Чайковского и «Коппелия» Делиба. М. И. Катунян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЧА..

ХОХЛОВ

ХРОМКА

ХУДОЯН

ХУЦИНЬ

ЦАБЕЛЬ

ЦВЕТКО

ЦЕГЛЯР

ЦЕЗУРА

ЦЕЛЛЕР

ЦЕХЛИН

ЦИККЕР

ЦИСТРА

ЦУЗУМИ

ЦЫПОЛА

ЧАВДАР

ЧАЙКИН

ЧАКОНА

ЧАЛАЕВ

ЧАНЬГО

ЧАСТИЙ

ЧЕДВИК

ЧЕРМАК

ЧЕРНЕЙ

ЧЕРНОВ

ЧЕЧОТТ

ЧИБОНИ

ЧИЛЕНА

ЧИМПОЙ

ЧИТЧЯН

ЧИЧКОВ

ЧКОНИЯ

ЧОБАНУ

ЧОХЕЛИ

ЧУГАЕВ

ЧУДОВА

ЧУЛАКИ

ЧУНИРИ

ЧУРКИН

ШЁГРЕН

Музыкальный словарь ver16