на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЧИШКО Олесь (Александр) Семёнович [20 VI (2 VII) 1895, с. Двуречный Кут, под Харьковом - 4 XII 1976, Ленинград] - советский композитор, певец (тенор), педагог. Засл. деят. искусств Узб. ССР (1944) и РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1948. В 1914-18 учился в университете в Харькове. Брал уроки пения у Ф. Бугомелли и Л. В. Кича. В 1924 окончил (экстерном) Харьковский муз.-драм. институт, в 1937 - Ленингр. консерваторию, где в 1931-34 занимался у П. Б. Рязанова (композиция), Ю. Н. Тюлина (гармония), X. С. Кушнарёва (полифония). В 1926-31 пел в Харьковском, Киевском, Одесском театрах оперы и балета, в 1931-48 (с перерывом в 1940-44) - в Ленингр. Малом оперном театре, был также солистом Ленингр. филармонии. Высокий профессионализм и самобытное дарование отличали исполнит. культуру Ч.-певца. Создал яркие образы в операх «Тарас Бульба» Лысенко (Кобзарь), «Разлом» Фемелиди (Годун), «Захар Беркут» Лятошинского (Максим Беркут), «Война и мир» (Пьер Безухов), «Броненосец «Потёмкин»« (Матюшенко). Выступал как конц. певец. Организатор и первый худ. рук. (1939-40) Ансамбля песни и пляски Балтийского флота. Творчество Ч.-композитора связано с освоением героико-революц. тематики в сов. муз. искусстве 20-30-х гг. Большое внимание уделял муз.-сценич. и вок. жанрам. Автор оперы «Броненосец «Потёмкин»« - одной из первых сов. опер на революц. тему, получивших широкое признание. В 1944-45 и 1948-65 преподавал в Ленингр. консерватории (класс композиции; с 1957 доцент). Автор книги «Певческий голос и его свойства» (1966).
Соч.: оперы - Юдифь (либр. Ч., 1923), Яблоневый плен (Яблуневий полон, либр. Ч., по пьесе И. Днипровского, 1931, Одесский театр оперы и балета), «Броненосец «Потёмкин»« (1937, Ленингр. театр оперы и балета; 2-я ред. 1955), Дочь Каспия (1942), Махмуд Тораби (1944, Узб. театр оперы и балета), Леся и Данила (1958), Соперники (1964), Иркутская история (не окончена); для солистов, хора и орк. - кантата Есть такая партия (1957), вок.-симф. сюиты: Гвардейцы (1942), Флаг над сельсоветом (с орк. нар. инструментов, 1948), Шахтёры (1955); для орк. - увертюра Степь (1930), Украинская сюита (1944); для орк. нар. инструментов - Танцевальная сюита (1933), 6 пьес (1939-45), 2 казах. песни для казах. орк. нар. инструментов (1942, 1944); струн. квартет (1941); хоры, романсы (ок. 50) и песни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.; обр. укр., рус, казах., узб. нар. песен (ок. 160); музыка к спектаклям драм. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЧИ..

ЦЕККИ

ЦЕНИН

ЦИМЗЕ

ЦИПРА

ЦИТРА

ЦОДЕР

ЦОМАЯ

ЦОМЫК

ЦУМПЕ

ЦЫБИН

ЦЮРИХ

ЧАВЕС

ЧАМПИ

ЧАНГИ

ЧЕБАН

ЧЕРНИ

ЧЕСТИ

ЧИЖИК

ЧИЛЕА

ЧОЛАН

ЧОМАК

ЧОРТЯ

ЧУРАЙ

ШАЙБЕ

ШАЛЬК

ШАПАР

ШАРАИ

ШВАРЦ

ШЕЙДТ

ШЕЙКА

ШЕРАМ

ШИМКО

ШИММИ

ШИРМА

ШИШОВ

ШКАЛА

ШЛЕММ

ШМИТТ

ШМЫГА

Музыкальный словарь ver16