Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЭВФОНИЯ (греч. eypoyia - благозвучие) - оценочная категория антич. музыкальной эстетики. С точки зрения Э. (а также «эвритмии», греч. eyrytmia) оценивались все звуковые явления действительности. Особенно часто критерий Э. применялся при характеристике речевых и муз. форм звучания. Так, Аристид Квинтилиан («О музыке», II, 12) пишет об Э. сочетания букв, об Э. слов. Псевдо-Аристотель («Проблемы», XIX, 33) указывает на бульшую степень Э. низких звуков по сравнению с высокими. Иногда термин «эвфонический» был синонимом термина «музыкальный». В эпоху средневековья Э. (лат. euphonia) оставалась важнейшей категорией муз. эстетики. Исидор из Севильи («Этимология», III, 6) определял Э. как «приятность звучания» (suavitas vocis), а Маркетто Падуанский («Луцидариум», V, 3) - как «искусное звучание» (bona sonoritas). Такие же определения Э. содержатся в трактатах Аврелиана из Реоме («Музыкальное учение», 5) и Иеронима Моравского («О музыке», 4). Йоханнес де Грохео («О музыке») и Иоанн де Мурис («Зеркало музыки», 17), следуя антич. теоретикам, пользуются термином «Э.» и для характеристики речевых образований. Эстетики эпохи Возрождения также применяли категорию Э. В разл. историч. периоды «эвфоническими» считались неоднозначные явления, что было обусловлено эволюцией муз. мышления. Так, если антич. теоретики наз. «эвфоническими» только интервалы кварты, квинты и октавы, в эпоху Возрождения термин «Э.» применялся и при характеристике большой терции. |