на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭГГЕ (Egge) Клаус (р. 19 VII 1906, Грансхерад, Телемарк, Норвегия) - норвежский композитор. Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме. Учился у А. Санволла (орган, до 1929), у Н. Ларсена (фп.) и Ф. Валена (композиция) в консерватории в Осло, совершенствовался по композиции у В. Гмейндля в Высшей муз. школе в Берлине (1937-38). Преподавал пение в разл. высших уч. заведениях в Осло (1933-45). Был редактором журн. «Tonekunst» (1935-38), сотрудничал в качестве муз. критика в газ. «Arbeiderbladet» (с 1945). Пред. Союза норв. композиторов (1946-72, с перерывами), норв. представитель в Междунар. муз. совете ЮНЕСКО (1946-49). Э. - один из ведущих современных композиторов Норвегии. Для его музыки 30-х гг. характерны опора на национальный муз. фольклор, использование его ладового многообразия - в 1-й фп. сонате, оратории (эпич. симфония-баллада) «Свейнунг Врейм» для солистов, хора и оркестра; некоторые произв. близки неоклассицизму, таковы 3 фантазии - «в ритме халлинга», «в ритме гангара» и «в ритме спрингара» (все в 1939) и др. фп. соч. Произв., созданные в годы 2-й мировой войны 1939-45, имеют патриотич., антивоен. направленность и исполнены гражданского пафоса; среди них 1-я симфония, поcв. памяти погибших норв. моряков (1942), «Норвежская песнь» для хора и оркестра и «Скалы Норвегии» для сопрано и оркестра (оба соч.- 1941). С кон. 50-х гг. обращается к додекафонии и др. новым приёмам письма. Всё же фольклорное начало ощутимо и в музыке последнего периода творчества (но в более опосредованном выражении), что проявляется в использовании специфических тетрахордных оборотов, интервалов тритона и квинты (восходят к народной музыке для хардингфеле). Гос. пр. Норвегии (1949).
Соч.: балет Фанитуллен (1950, не пост.); оратория (эпич. симфония-баллада для солистов хора и орк.) Свейнунг Врейм (посв. нац. герою, 1938); для орк. - 5 симфоний (1942; Sinfonia giocosa, 1947; Луисвиллская, 1957; Sinfonia sopra BACH - EGGE, 1967; Sinfonia dolne quasi passacaglia, посв. 50-летию филармонич. оркестра г. Осло, 1969), увертюра (1950); концерты с орк. - 2 для фп. (1937; 1944, со струн. орк., на тему норв. нар. песни «Сульфагер и Король драконов»), для скр. (1953), для влч. (1966); камерно-инстр. ансамбли - Duo concertante для скр. и альта (1949), фп. трио (1941), струн. квартет (1933), струн. квинтет (1939), 2 квинтета для духовых (1939 и 1949, для деревянных инструментов); для фп. - 2 сонаты (программная Песнь о сновидении - Draumkvedesonate, 1933, Sonata patetica, 1956), 3 фантазии -»в ритме халлинга», «в ритме гангара», «в ритме спрингара» (все 1939); хоры с орк. - Норвежская песнь (Noregs-songen, 1941) и Тот день не пришёл (Den dag kjem aldri) и др.; хоры a cappella, в т. ч. Лирич. сюита (1936); песни с орк. и с фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЭГ..

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

ЧООР

ШАБР

ШАЙЕ

ШАМО

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШМИЦ

ШОРР

ШПИС

ШПОР

ЫРЧИ

ЭБЕН

ЭЗГИ

ЭКЛС

ЭНДЕ

ЭНДИ

ЭНКЕ

ЭРАР

ЭРВЕ

ЭРХУ

ЭТЮД

ЮДИН

ЮЖИН

ЮХОВ

ЯЛАС

ЯНЕТ

ЯНКО

ЯРОН

ЯХИН

Музыкальный словарь ver16