на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ (от греч. exponeo - восклицаю) - древнейшая визант. нотация, предназначенная для чтения нараспев служебных книг (Евангелия, Апостола, Пророчеств). Э. н. возникла в кон. 4 в. на основе др.-греч. знаков просодии. Знаки Э. н. немногочисленны; они лишь приблизительно фиксировали просодию текста, указывали чтецу на места остановок, цезуры, акценты, ударения и помогали ему музыкально и логично прочесть текст. Нек-рые из знаков обозначали повышение и понижение голоса (оксейя, барейя, кремасте). В рус. служебных книгах Э. н. повторяет греч. экфонетич. знаки. Знаки Э. н. делятся на 3 вида: знаки строчные, указывающие на остановку в чтении и связывающие части текста; подстрочные, акцентирующие определ. слова; надстрочные, обозначающие повышение или понижение голоса. Мн. из знаков Э. н. вошли в состав ранневизантийской, древнейшей знаменной и кондакарной нотаций, напр. параклит, крюк, стрела, палка, крыж. Старейшими русскими памятниками, содержащими Э. н., являются «Остромирово евангелие» (1056-57) и Куприяновы листы (отрывок из Евангелия 11 в.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЭК..

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЗЕРКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ

ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭЛЬШЕКОВА-СТАНКОВИЧОВА

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16