Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ (от греч. exponeo - восклицаю) - древнейшая визант. нотация, предназначенная для чтения нараспев служебных книг (Евангелия, Апостола, Пророчеств). Э. н. возникла в кон. 4 в. на основе др.-греч. знаков просодии. Знаки Э. н. немногочисленны; они лишь приблизительно фиксировали просодию текста, указывали чтецу на места остановок, цезуры, акценты, ударения и помогали ему музыкально и логично прочесть текст. Нек-рые из знаков обозначали повышение и понижение голоса (оксейя, барейя, кремасте). В рус. служебных книгах Э. н. повторяет греч. экфонетич. знаки. Знаки Э. н. делятся на 3 вида: знаки строчные, указывающие на остановку в чтении и связывающие части текста; подстрочные, акцентирующие определ. слова; надстрочные, обозначающие повышение или понижение голоса. Мн. из знаков Э. н. вошли в состав ранневизантийской, древнейшей знаменной и кондакарной нотаций, напр. параклит, крюк, стрела, палка, крыж. Старейшими русскими памятниками, содержащими Э. н., являются «Остромирово евангелие» (1056-57) и Куприяновы листы (отрывок из Евангелия 11 в.). |
|
Музыкальный словарь ver16