Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
БЕРГАМАСКА (итал. bergamasca) - в 16-17 вв. итал. танц. песня, получившая назв. от провинции и г. Бергамо, где она зародилась. Для Б. характерны размер, чёткое членение на восьмитакты. Этот оживлённый, энергичный танец приобрёл большую популярность в Италии и др. зап.-европ. странах (Англия, Германия, Франция). В 16-18 вв. Б. становится жанром чисто инструментальным. Композиторы часто обращались к Б., воспроизводя в своих произв. её мелодию или один ритм, сочиняя вариации на мелодию Б., данную в виде basso ostinato (С. Росси, Б. Марини, С. Шейдт и др.): С. Росси. Тема из сонаты (1662), основанная на мелодии бергамаски. Мелодию Б. использовали в своих сочинениях Дж. Фрескобальди, Д. Букстехуде, И. С. Бах (в заключении Гольдберговских вариаций для клавира). В 19 в. Б. называли сходный с тарантеллой быстрый танец в размере с постоянным акцентом на 2-й половине такта: Известная «Бергамская сюита» К. Дебюсси для фп. (1895-1905) не включает в себя мелодии Б., но передаёт впечатления композитора от окрестностей Бергамо. |