Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
БРЕЙТХАУПТ (Breithaupt) Рудольф Мария (11 VIII 1873, Брауншвейг - 2 IV 1945, Балленштедт) - нем. педагог (фп.), муз. критик и теоретик пианизма. Учился у Р. Тейхмюллера в Лейпцигской консерватории. С 1918 преподавал фп. игру в консерватории Штерна в Берлине. Выдвинулся сначала как рецензент и автор серии статей о крупнейших пианистах нач. 20 в. в журн. «Die Musik». Капитальное исследование «Естественная фортепианная техника» («Die natürliche Кlaviertechnik») - гл. труд Б., принесший ему широкую известность среди пианистов. Книга посвящена детальному анализу элементов и видов фп. техники, теоретич. обоснованию и методике «весовой игры» (игры не столько пальцами, сколько регулированием и «перекатыванием» веса, тяжести руки как физиологически наиболее правильной, «естественной» системы пианистич. движений). Работа Б., многократно переизданная и переведённая на неск. европ. яз., привлекла внимание пианистов и преподавателей фп. игры разных стран; возбудила полемику, способствовавшую развитию теории пианизма. Концепция Б., в целом устаревшая, содержит отдельные наблюдения и замечания, сохраняющие актуальность. Соч.: Die natürliche Кlaviertechnik, Bd I, Lpz., 1905, 1925 (сокр., рус. пер. - Естественная фортепианная техника. Учение о движении…, М., 1927; раздел Педализация - Одесса, 1927); Bd II - Die Grundlagen der Кlaviertechnik, Lpz., 1906, 1925 [рус. пер. - Основы фортепианной техники, M., 1929 (на обл.)]; Bd III - Praktische Studien (5 Hefte, Lpz., 1916-21); Musikalische Zeit-und Streitfragen. Gesammelte Skizzen und Aufsätze, В., 1906, 1927. |