Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
БАХ (Bach) Вильгельм Фридеман (22 XI 1710, Веймар - 1 VII 1784, Берлин) - немецкий композитор и органист. Старший сын и ученик И. С. Баха («халльский», или «галльский», Б.). И. С. Бах написал для него в процессе обучения ряд произв., в т. ч. «Клавирную книжечку» («Кlavierbüchlein»). В 1726-27 брал уроки игры на скрипке у И. Г. Грауна в Мерзебурге. Тогда же создал клавирный концерт a-moll. В 1729 стал студентом юридич. ф-та Лейпцигского университета. В 1733-46 работал органистом Зофиенкирхе в Дрездене, был связан с композитором И. А. Хассе, скрипачом И. Г. Пизенделем, лютнистом Л. С. Вайсом. В эти годы создал концерты для клавира (D-dur, F-dur), большую часть симфоний и клавирных сонат. В 1746 переехал в Галле, став органистом в одной из церквей и городским директором музыки. В 1764 отказался от этих должностей и до конца жизни жил только случайными заработками, изредка давал концерты. С 1770 жил в Брауншвейге, с 1774 - в Берлине. Творчество Б. родственно по духу направлению «бури и натиска» в литературе. Его произв. отличаются страстностью, необузданностью чувств. Из-за неуравновешенности характера и беспорядочного образа жизни Б. не реализовал полностью свои творческие возможности. Наиболее значительны его клавирные и камерно-инстр. произв. Современники ценили Б. прежде всего как импровизатора. Среди произв. Б.: опера «Лаузус и Лидия», Немецкая месса (неоконч.), 21 кантата, 9 симфоний, 5 концертов для клавира, концерт для 2 клавиров и оркестра, 5 трио для 2 скр. (флейт) и генерал-баса, 3 сонаты для флейты и генерал-баса, дуэты для 2 флейт, 2 альтов, хоральные прелюдии, фуги, каноны для органа, фантазии, фуги, сонаты, полонезы для клавира. |