Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЦЕЗУРА (от лат. caesura - рубка, рассечение) - термин, заимствованный из теории стиха, где он обозначает определяемое метром постоянное место словораздела, членящее стих на полустишия (синтаксич. пауза при этом не обязательна). В антич. стихе это членение совпадает с членением муз. фразы. В музыке, по связанной со стихом, Ц. но метрическая, а смысловая грань, выявляемая в исполнении переменой дыхания, остановкой и т. п. Подобно синтаксич. знакам препинания, Ц. бывают различными по глубине, наряду с разграничительной могут выполнять соединит. функцию («паузы напряжения»). Как исполнительское указание (напр., у Г. Малера) слово «Ц.» означает люфт-паузу (обычно более заметную сравнительно с не имеющей этого указания). То же значение имеют запятая (применялась уже Ф. Купереном), фермата (на тактовой черте или между нотами), знаки и. Подобные обозначения применяются редко, т. к. в музыке нового времени сквозное развитие, преодолевающее Ц., существеннее, чем фразировочные границы. Последние б. ч. предоставляются композитором на усмотрение исполнителей и нередко относятся к отд. голосам, а не к муз. ткани в целом. М. Г. Харлап. |