Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЦЕЛОТОНОВЫЙ ЛАД, целотонный лад, - симметрич. лад, в основе которого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде системы осн. тонов, расположенных по целым тонам (ср. увеличенный лад, уменьшенный лад). Образец Ц. л. (почти вся пьеса выдержапа в гамме b-c-d-e-fis-gis) см в колонке 113. Функцию устоя выполняет здесь центр. тон b. Благодаря структурному родству целотонового ряда и ув. трезвучия Ц. л. часто очень сходен с ув. ладом и может объединяться с его устоями (М. И. Глинка, «Руслан и Людмила», Сцена похищения Людмилы). Ц. л. ограничен в своих художеств. возможностях. См. Симметричные лады, Ладовый ритм. Ю. H. Холопов. |