Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЦЕПНОЙ ЛАД [лат. catenarius (modus), сокр. сaten - катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм] - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. - «Ц. л.»). Напр., в C-caten (до цепном) - 4-звучная тоника с1 -е 1 - es1 - g1; 4 др. звука Ц. л. С составляют доминанту: h - f1 - d1 - as1; 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 - ais1 - а1 - сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. л. мажорно-минорным; отказ от этого наименования в пользу Ц. л. мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. «Элементы строения музыкальной речи» (ч. 2, 1931, с. 114) приводит отрывок из «Симфонии к «Божественной комедии» Данте» Листа. Как и некоторые др. «лады Яворского», Ц. л. в чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. л. можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis). |