Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДВОЙНОЙ КОНТРАПУНКТ - наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате которых верхний голос становится нижним, а нижний - верхним. Д. к. требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, т. е. его т. н. интервальным показателем. Наиболее часто применяется Д. к. октавы, децимы и дуодецимы. Ограничения свободы контрапунктирования в этих случаях минимальны. Если в практике вок. полифонии (т. н. строгого письма) известное предпочтение отдаётся Д. к. дуодецимы, то в контрапунктич. технике свободного письма, относящегося ко времени, когда тональная система достигла зрелости, заметно преобладание Д. к. октавы, который сохраняет в производном А. П. Бородин. Квартет No 1, часть II. соединении тональное единство обеих мелодий. Во 2-й пол. 19 в. вместе с усилением интереса к колориту чаще используется Д. к. децимы и дуодецимы, позволяющий осуществлять разного рода дублировки. Применение разл. интервальных показателей Д. к. обусловлено и менявшимся в ходе развития муз. искусства отношением к проблеме консонанса и диссонанса. |