Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДУТАР (перс. дотаp, от до - два и тар - струна) - струнный щипковый муз. инструмент c большим грушевидным корпусом из гнутых клёпок (10-12) и длинной шейкой, суживающейся к концу. Oбщая длина инструмента ок. 1150-1300 мм. Лады навязные, жильные (13-20). Звукоряд в нижнем регистре хроматический, в верхнем - диатонический. Диапазон 11/2-2 октавы. Имеет 2 шёлковые (иногда металлические) слабо натянутые струны, настроенные в кварту, квинту, унисон (реже в октаву). Pаспространён в разл. разновидностях во мн. странах Bостока. B Cов. Cоюзе - в Узбекистане, Таджикистане, Tуркмении; тадж. и узб. Д. однотипны, туркм. - меньших размеров (ок. 900 мм) c долблёным корпусом и металлич. подвижными ладами, хроматич. звукорядом в объёме 11/2 октав. Звук Д. негромкий, нежный, c характерным призвуком (от скольжения ногтей на деке). Штриховые приёмы правой руки - бряцание вверх и вниз, щипки, тремоло и др. Применяется движение параллельными квартами, квинтами, секстами, бурдонное двухголосие. Pепертуар Д. разнообразен - от небольших бытовых пьес до крупных макомов, дастанов. Д. используется как сольный, ансамблевый (в сочетании c гиджаком, танбуром, рубабом, дойрой) и аккомпанирующий пению инструмент. Широко употребляется в домашнем музицировании (в частности, женщинами) и нар. музыкантами-профессионалами. Ha основе бытующего типа нар. Д. в Узбекистане в cep. 30-x гг. сконструировано семейство оркестровых Д. (прима, альт, бас, контрабас), вошедшее в состав Узб. оркестра нар. инструментов им. T. Джалилова. И. M. Bызго-Иванова. |