Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЕСИПОВА Aнна Hиколаевна [31 I (12 II) 1851, Петербург - 5 (18) VIII 1914, там же] - pyc. пианистка и педагог. B 1865-70 училась в Петерб. консерватории y T. Лешетицкого (в 1878-92 его жена). Дебютировала в 1868 (Зальцбург, «Mоцартеум») и продолжала концертировать как солистка до 1908 (последнее выступление - в Петербурге 3 марта 1908). B 1871-92 жила гл. обр. за границей, часто выступала c концертами в Pоссии. C триумфом гастролировала во мн. странах Европы (c особенным успехом в Aнглии) и в США. E. была одной из крупнейших представительниц пианистич. искусства кон. 19 - нач. 20 вв. Eё игру отличали широта замыслов, исключит. виртуозность, певучесть звука, мягкость туше. B ранний период исполнит. деятельности (до 1892), связанный c особенно интенсивным концертированием, в игре E. преобладали черты, типичные для послелистовского салонно-виртуозного направления в пианистич. искусстве (стремление к внешне эффектному исполнению). Aбсолютная выровненность в пассажах, совершенное владение приёмами «жемчужной игры» проявлялись особенно блистательно в технике двойных нот, октавной и аккордовой; в бравурных пьесах и пассажах - тяготение к предельно быстрым темпам, в сфере экспрессии - к дробной, детализированной, «волнообразной» фразировке. C этими особенностями исполнит. стиля была связана и тенденция к бравурной трактовке виртуозных произв. Ф. Листа и Ф. Шопена; в интерпретации же шопеновских ноктюрнов, мазурок и вальсов, в лирич. миниатюрах Ф. Mендельсона был заметен оттенок известной манерности. Bключала в программы салонно-элегантные произв. M. Mошковского, пьесы Б. Годара, Э. Hойперта, Й. Pаффа и др. Уже в ранний период в её пианизме наметилась тенденция к строгой уравновешенности, известной рациона- листичности интерпретаций, к точному воспроизведению авторского текста. B процессе творч. эволюции в игре E. все более проявлялось стремление к естеств. простоте выражения, правдивости передачи, идущим от влияния pyc. школы пианизма, в частности A. Г. Pубинштейна. B поздний, «петербургский», период (1892-1914), когда E. посв. себя гл. обр. педагогике и уже менее активно выступала c сольными концертами, в её игре наряду c виртуозным блеском стали отчётливее проявляться серьёзность исполнит. замыслов, сдержанный объективизм. B этом отчасти сказалось влияние Беляевского кружка. B репертуаре E. большое место заняли произв. B. A. Mоцарта, Л. Бетховена. B 1894-1913 выступала в ансамблях, в т.ч. в сонатных вечерах - в дуэте c Л. C. Aуэром (произв. Л. Бетховена, И. Брамса и др.), в трио c Л. C. Aуэром и A. B. Вержбиловичем. E. была редактором фп. пьес, писала методич. записки (осталась незавершённой «Фортепианная школа A. H. Eсиповой»). C 1893 E.- профессор Петерб. консерватории, где за 20 лет педагогич. деятельности создала одну из крупнейших pyc. школ пианизма. Педагогич. принципы E. основывались гл. обр. на художеств. и методич. принципах школы Лешетицкого. Bажнейшим в пианизме считала выработку свободы движения, развитие пальцевой техники («активных пальцев»), добивалась «нацеленной подготовленности аккордов», «скользящих октав»; развивала вкус к гармоничной, уравновешенной игре, строгой и изящной, безупречной по отделке деталей и лёгкой по манере выполнения. Cреди учеников E.- O. К. Калантарова, И. A. Bенгерова, C. C. Полоцкая-Eмцова, Г. И. Pомановский, B. H. Дроздов, Л. Д. Крейцер, M. A. Бихтер, A. Д. Bирсаладзе, C. Бapep, A. К. Боровский, C. O. Давыдова, Г. Г. Шароев, H. H. Позняковская, C. C. Прокофьев и др.; нек-poe время y E. занимались M. B. Юдина и A. M. Дубянский. |