на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (23 XI 1876, Кадис - 14 XI 1946, Альта-Грасия, Аргентина) - испанский композитор и пианист. В детстве учился у матери, пианистки. В 1889-95 брал уроки фп. игры у X. Траго в Мадриде, в классе которого с 1896 занимался в консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 1890-1896 написал первые пьесы, в т. ч. для камерно-инстр. ансамбля, в 1897-1904 - пьесы для фп. и 5 сарсуэл (пост. только «Любовные увлечения Инес» - «Los amores de la Ines»). В 1902-04 обучался композиции у Ф. Педреля, который оказал на Ф. плодотворное влияние, ориентировав на нац. муз. традиции и изучение испан. муз. фольклора - основы нац. муз. школы. Подлинно испан. характер носит первое значит. произв. Ф. - опера «Короткая жизнь» (соч. 1905; 1-я пр. на конкурсе мадридской Академии изящных искусств, 1905), написанная на драм. сюжет из нар. жизни; её отличают выразительные и психологически правдивые образы, колоритные пейзажные зарисовки. Завоевав в 1905 1-ю пр. на конкурсе пианистов в Мадриде, Ф. много концертировал; одноврем. давал уроки игры на фп. а гармонии, сочинял музыку. В 1907-14 жил в Париже; творч. общение с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем и др. способствовало расширению его художеств. взглядов, обогащению стиля, совершенствованию мастерства. В «4 испанских пьесах» для фп. («Арагонская», «Кубинская», «Монтанья. Пейзаж», «Андалусийская», соч. 1906-09, Мадрид - Париж) Ф. самобытно претворил влияние «Иберии» И. Альбениса. В 1912 (по совету Дюка) он переработал партитуру оперы «Короткая жизнь», к-рая была пост. в Ницце (1913) и Париже (31 XII 1913). В 1914 Ф. возвратился в Мадрид, где по его инициативе было создано Нац. муз. общество для пропаганды старинной и совр. музыки испан. композиторов. Трагич. событиям 1-й мировой войны 1914-18 Ф. посв. «Молитву матерей, которые держат на руках своих сыновей» (для голоса с фп., сл. Г. Мартинеса Сьерры, 1914). В сочинениях 1910-20-х гг. получили законченное выражение осн. черты стиля Ф. - синтез достижений зап.-европ. муз. искусства нач. 20 в. с нац. испан. муз. традициями, характером и духом испан. нар. творчества. Эти особенности ярко проявились уже в вок. цикле «7 испанских нар. песен» (1914). Мастерски претворён характер южноиспан. музыки, в т. ч. канте хондо (см. Испанская музыка), в одноактном балете-пантомиме с пением «Любовь-волшебница» (1915), изображающем картины быта испан. цыган (из музыки балета Ф. создал орк. сюиту в 7 частях, одна из них - «Ритуальный танец огня», получивший мировую известность). Характерные особенности франц. импрессионизма в сочетании с испан. муз. основой проявились в крупном соч. для фп. с оркестром «Ночи в садах Испании» («симф. впечатления» в 3 частях - «В Хенералифе», «Далёкий танец», «В садах Сьерры де Кордоба», соч. 1909-15, Париж - Мадрид). Широкую известность получил балет «Треуголка» в исполнении «Русского балета С. П. Дягилева» (1919, Лондон; хореография Л. Мясина, дирижёр Э. Ансерме, декорации и костюмы П. Пикассо; переработан из музыки к пантомиме «Коррехидор и мельничиха», написанной Ф. в 1916 по заказу Дягилева на основе жанрово-бытовой новеллы П. А. Аларкона «Треугольная шляпа», пост. 1917); «Треуголка» исполняется в театр. и конц. вариантах (известна также в виде симф. сюиты). Ценный вклад в репертуар пианистов Ф. внёс своей «Бетической фантазией» (Бетика - назв. римской провинции Юж. Испании, совр. Андалусии) - блестящей виртуозной пьесой, основанной на андалусских нар. темах; в ней использованы выразительные и технические приёмы, идущие от испан. гитарного исполнительства (написана в 1919 по просьбе Артура Рубинштейна и ему посвящена). С 1921 P. жил в Гранаде, где в 1922 организовал (совм. с Ф. Гарсиа Лоркой) фестиваль канте хондо, имевший большой обществ.-культурный резонанс. В Гранаде написан «Балаганчик маэстро Педро» - муз.-театр. произв. (собств. либретто на сюжет 26-й главы 2-й части «Дон Кихота» Сервантеса), сочетающее элементы оперы (с преобладанием в вок. партиях декламации и речитатива), балета-пантомимы и кукольного представления; в музыке претворены особенности муз. фольклора Кастилии (в отличие от андалусийского, на котором основаны многие предыдущие соч. Ф.), оригинально использован камерный оркестр с участием клавесина. 3-частный концерт Ф. для клавичембало (или фп.), флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели отмечен чертами неоклассицизма (1923-26, посв. В. Ландовской); возрождая в нём традиции испан. муз. классики, Ф. сочетает их с совр. выразит. средствами. В 1924-38 создал ряд небольших орк. и фп. пьес и романсов. На протяжении мн. лет работал над монументальной сценич. кантатой «Атлантида» (по поэме Ж. Вердагера-и-Сантало, на собств. либр.); не завершённая Ф., была закончена его учеником Э. Альфтером. Исполнялась в виде оратории в 1961, пост. как опера в 1962 в театре «Ла Скала» в Милане. В кон. 1939 Ф. эмигрировал из франкистской Испании в Аргентину; там изредка выступал как дирижёр. Выдающийся европ. композитор 20 в., Ф. продолжал линию развития нац. испан. школы в музыке, начатую деятелями Ренасимьенто. В своих соч. Ф. выразил испан. характер в его общенац. содержании и муз. форме, свободной от местной ограниченности. Ярко индивидуальному стилю Ф. свойственны сжатость формы, изысканная отточенность муз. изложения, концентрированность муз. мыслей, напряжённая экспрессивность и вместе с тем сдержанность эмоций, богатство и разнообразие ритмики, сочный, рельефный тематизм, красочность (в поздних соч. - аскетич. строгость) оркестровки; гармония Ф. носит тональный характер (в соч. 1920-х гг. встречается политональность). Творчество Ф. - вершина совр. испан. музыки; оно принадлежит и к высшим достижениям зап.-европ. муз. искусства 20 в. Его соч. исполняются в СССР (в 1928 опера «Короткая жизнь», или «Миг жизни», под назв. «Девушка из предместья» пост. Муз. театром им. Вл. И. Немировича-Данченко в Москве). Мн. пьесы Ф. получили известность в переложениях для скрипки и для виолончели с фп., сделанных скрипачами Ф. Крейслером, П. Коханьским, виолончелистом М. Марешалем и др. Ф. - автор муз.-критич. работ, в т. ч. очерка о канте хондо, статей о Р. Вагнере, К. Дебюсси, М. Равеле, Ф. Педреле.
Соч.: оперы - Короткая жизнь (La vida breve, 1905, 2-я ред. 1913, Ницца), Балаганчик маэстро Педро (El retablo de maese Pedro, соч. 1922; конц. исп. 1923, Севилья); балеты - Любовь-волшебница (El amor brujo, 1915, Мадрид, 2-я ред. 1916), Коррехидор и мельничиха (El Corregldor y la molinera, пантомима, 1917, Мадрид), Треуголка (El Sombrero de tres picos, перераб. Коррехидора…, 1919, Лондон); для орк. - Педрелиана (из сюиты Посвящение памяти - Homenajes, 1938); для фп. с орк. - Ночи в садах Испании (Noches eh los jardines de Espana, 1915), Клоду Дебюсси (оркестровка пьесы для гитары Дань уважения Дебюсси, 1919), Полю Дюка (оркестровка пьесы для фп., 1936); концерт для клавичембало (или фп.), флейты, гобоя, кларнета, скр. и влч. (1926), Фанфара (Fanfare, для 3 труб, 4 валторн и ударных, 1934; к 50-летию дирижёрской деятельности Э. Ф. Арбоса); для фп. - Вальс-каприс, Андалусская серенада и Ноктюрн (ок. 1900), 4 испан. пьесы (Cuatro piezas espanolas, 1906-09), Бетическая фантазия (Fantasia boetica, 1919), На могилу П. Дюка (Hommage pour le tombeau de P. Ducas, 1935, позднее оркестрована); для гитары - Памяти Дебюсси (Homenaje а Cl. Debussy, 1920, позднее оркестрована); для голоса с фп. - Твои чёрные глазки (Tus ojillos negros, ок. 1900), 3 романса (Trois melodies, на сл. Т. Готье, 1909), 7 испан. нар. песен (Siete canciones populares espanolas, 1914); Сонет Кордобе (Soneto a Cordoba, на сл. Тонгорне-и-Арготе, для голоса и арфы, 1927); для голоса и ансамбля инструментов - Психея (для меццо-сопрано, флейты, арфы, скр., альта и влч., на сл. Г. Жан Обри, 1924); Баллада о Мальорке для хора a cappella (сл. Ж. Вердагера-и-Сантало, на музыку баллады f-moll Шопена, 1933, не издана). Лит. соч.: Escritos sobre musica y musicos, Buenos Aires, 1950 (рус. пер. - Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971). Лит: Февральский A., Севильский камерный оркестр и Мануэль де Фалья, «СМ», 1934, No 3; Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М., 1960; Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 276-88; Пичугин П., Мануэль де Фалья, «СМ», 1971, No 2; Бронфин Е., Мануэль де Фалья как музыкальный писатель, в кн.: Pалья М. де, Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971; Алексеев A., Фалья, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 2, М., 1977, с. 389-438; Roland-Manuel, M. de Falla, P., 1930; Villar R., Falla y su concierto de camera, Madrid, 1932; Trend J. В., M. de Falla and Spanish music, N. Y., 1934; Sagardia A., Vida y obra de M. de Falla, Madrid, 1967; Rahissa J., Vida y obra de M. de Falla, Buenos Aires, 1947, 1956; Thomas J. M., M. de Falla en la Isla, Palma de Mallorca, 1947; Rahlen К., M. de Falla und die Musik in Spanien, Цlten-Freiburg im Breigau, 1953 (Musikerreihe, 14); Arizega R., M. de Falla, Buenos Aires, 1961; Molina Fajardo E., M. de Falla y el «Cante jondo», Granada, 1962; Manuel de Falla. A cura di Massimo Mila, Milano, 1962; Demarquez S., M. de Falla, P., 1963; Gheniu R., Falla, Bucuresti, 1964; Gauthier A., M. de Falla, P., 1966 (Musiciens de tous les temps, 27); Сщllar J., M. de Falla, Madrid, 1968; Orozco Diaz, Manuel Falla. Biografia ilustrada, Madrid, 1969; Campoamor Ganzales A., Manuel de Falla…, Madrid, 1976. E. P. Бронфин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФА..

ТУМЫР

ТУОНГ

ТУТЕК

ТУЧЧИ

ТЫЛИК

ТЮЗЮН

ТЮЛИН

УЗЛЯУ

УИСАР

УНГЕР

УРБАН

УРБАХ

УСУЛЬ

ФАВАР

ФАГОТ

ФАЙЕР

ФАЙЗИ

ФАЛИК

ФАЛЛЬ

ФАЧЧО

ФЕЙХТ

ФЕОНА

ФЕТИС

ФИБИХ

ФИЛЬЦ

ФИНАЛ

ФИНКЕ

ФИННИ

ФИШЕР

ФЛАКС

ФЛАШО

ФЛИЕР

ФЛУЕР

ФОГЛЬ

ФОКИН

ФОЛИЯ

ФОМИН

ФРАЗА

ФРАНК

Музыкальный словарь ver16