на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФАНДАНГО (испан. fandango) - общее наименование обширной группы испан. парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина Ф. - юж. Испания (гипотеза о южноамер. происхождении Ф. ныне признана несостоятельной), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (malaguena, от Malaga - Малага), ронденья (rondena, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), картахенера (cartagenera, от Cartagena - Картахена) и др. Первое документальное свидетельство о Ф. - анонимный энтремес (одна из форм муз. театра в Испании) «Жених крестьянки» («El novio de la aldeana», 1705), в котором на сцене исполняли Ф., однако выражение «enfandangado» («на манер Ф.»), обозначающее стиль исполнения нар. танцев и песен, встречается уже в испан. и португ. литературе 16 в. С нач. 18 в. благодаря тонадильям Ф. становится модным и распространяется за пределы Андалусии. В 20 в. Ф. встречается почти во всех провинциях Испании, в т. ч. в Басконии, где местное Ф. своей хореографией напоминает арагонскую хоту. Ф. - танец для одной пары, его хореографич. содержание - любовная пантомима. Размер муз. сопровождения трёхдольный (3/4; первоначальный размер Ф. был 6/8), типичный ритм -, темп колеблется от быстрого (Ф. из Уэльвы) до весьма умеренного (Ф. из Альмерии), хотя большинство Ф. исполняются в довольно подвижном темпе (обозначения - Allegro moderato, Allegretto). Аккомпанирующие инструменты - гитары и кастаньеты, иногда лауды (инструмент типа лютни) и гитары. Все разновидности Ф. сопровождаются пением. Стихотворная строфа Ф. состоит либо из 4 (копла), либо из 5 (кинтилья), реже из 6 (секстилья) восьмисложных стихов. Тексты Ф., отличающиеся красотой и возвышенностью, охватывают широкий круг тем. Поэзия Ф. отмечена обилием оригинальных метафор, неожиданными параллелизмами, иносказаниями, подчас причудливой символикой образов. Преобладает в ней любовная лирика, типичным образцом которой является приведённая в нотном примере копла (см. колонку 767): «Девочка, дай мне немного [2 раза] Слёз твоих чистых в награду; Я в серебро их оправлю У ювелира в Гранаде» [2 раза]. Ф. открывается инстр. интродукцией (32 такта), за которой следует пение с инстр. аккомпанементом. Песенный раздел складывается из 6 муз. фраз по 4 (реже по 3) такта каждая; при этом, если в строфе 4 стиха, то 1-й и 4-й повторяются, если же 5 стихов, то повторяется последний (реже первый) стих. Затем возвращается музыка интродукции (8-16 тактов), после чего исполняется следующая копла и т. д. Отличит. особенность Ф. - строго выдерживаемый тональный план. Интродукция строится на звукоряде т. н. лада ми (modo de mi; распространённый в испан. нар. музыке лад, в основном совпадающий с фригийским, но с хроматически изменяющимися II и III ступенями, которые берутся то натуральные, то повышенные, независимо от направления движения мелодии; см. Фламенко). 1-я фраза коплы начинается в «ладу ми» и модулирует в мажор, тоника которого расположена на б. 3 ниже тоники «лада ми»; в этой же тональности идёт 2-я фраза; 3-я фраза строится на субдоминанте мажорного звукоряда 2-й фразы, а 4-я - на его доминанте; 5-я фраза возвращается от доминанты к тонике мажорного звукоряда 2-й фразы; 6-я модулирует (обычно через субдоминанту) снова в «лад ми»: Интродукция к фанданго. Фанданго (Андалусия). Такая тональная структура Ф. является классической, особенно в Андалусии, Мурсии и Леванте, и отступления от неё весьма редки. Разновидность Ф. - фандангильо (fandanguillo), отличающийся более свободным ритмом песенного раздела и менее возвышенным характером поэтич. текстов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФА..

ТРУМШАЙТ

ТУЛЕБАЕВ

ТУЛУМБАС

ТУМАНИНА

ТУРЕНКОВ

ТУХМАНОВ

ТЫНТЕСЯН

ТЮМЕНЕВА

ТЮТЮННИК

УВЕРТЮРА

УДОВЕНКО

УЗУН-КЮЙ

УЗУНДАРА

УЛЫБЫШЕВ

УНДЕЦИМА

УСМАНБАШ

ФЁДОРОВА

ФЁЙЕРМАН

ФАМИНЦЫН

ФАНТАЗИЯ

ФАРИНЬЯС

ФЕДОСЕЕВ

ФЕДОСОВА

ФЕЙНБЕРГ

ФЕЛЛЕРЕР

ФЕЛЬЦМАН

ФЕРГЮСОН

ФЕРЕНЧИК

ФИЛАТОВА

ФИЛИППОВ

ФИОРИЛЛО

ФИРКУШНИ

ФЛАГСТАД

ФЛАЖОЛЕТ

ФЛАМЕНКО

ФЛОРЕСКУ

ФЛОТХЕЙС

ФОБУРДОН

ФОКСТРОТ

Музыкальный словарь ver16