на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФИТА (T) - 8-я буква греч. алфавита, применявшаяся как муз. знак в ранневизантийской нотации. Известны 3 способа её начертания: (thematismos eso), (thematismos ехо) и (thema haploun). Первое указывало ход голоса на 2 ступени вниз, второе - на 3 ступени вверх, третье помещалось в конце мелодич. строк (Э. Веллес считает, что значение Ф. haploun точно не установлено). По мнению О. Флейшера, Ф. указывали на модуляцию. Ф. вошла в арсенал средств записи рус. церк. напевов вместе с принятием христианства византийского образца. По мере усложнения мелодий росло многообразие фитных распевов и их начертаний; в 16 в. они получили такое же эстетич. значение, какое в григорианском пении придавалось юбиляциям. Появились т. н. фитники - сборники фитных мелодий, в которых «тайнозамкненная» запись, доступная лишь мастерам др.-рус. пения, сопровождалась «разводом», т. е. её расшифровкой с помощью обычного крюкового письма. С распространением в 17 в. пятилинейной нотации возник новый тип сборников - двознаменники (см. Двоезнаменник), где на левой странице книги давались «тайнозамкненное» начертание Ф. и её развод, а на правой - запись той же Ф. в пятилинейной нотации. Д. В. Разумовский и В. М. Металлов опубликовали фитники в квадратной нотации, в цефаутном ключе.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФИ..

ТОЗИ

ТОМА

ТОММ

ТОНС

ТРЕШ

ТРИО

ТУБА

ТУМА

ТУРТ

ТУШЕ

ТЮРК

УРАН

УСОВ

УФАР

УХОВ

УЭББ

ФАЙН

ФЕРЕ

ФИЛД

ФЛЕШ

ФОРЕ

ФОСС

ФРЕЙ

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

Музыкальный словарь ver16