на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА (итал. camerata - компания, корпорация) - содружество гуманистов-философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки. Возникла ок. 1580 во Флоренции по инициативе композитора и мецената графа Дж. Барди, во дворце которого собирались видные деятели искусства и науки, и просвещённого любителя музыки Я. Корси (в его доме, после отъезда Барди в Рим в 1592, продолжались встречи участников Ф. к.; отсюда её др. назв. - Камерата Барди - Корси). Среди наиболее известных членов Ф. к. - поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, П. Строцци, певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле. Возникновение Ф. к. во многом подготовила деятельность филолога, историка, знатока антич. учений о музыке Дж. Меи. В своих исследованиях он дал теоретич. обоснование путей развития новой музыки, оказав большое влияние на формирование взглядов В. Галилеи, Дж. Барди и др. Представители Ф. к. стремились возродить принципы антич. муз. искусства, с которыми были знакомы по теоретич. трактатам. Выступали против полифонического пения, за возобновление др.-греч. трагедии на основе монодич. склада (см. Монодия), считали, что музыка должна подчиняться поэзии, следовать за поэтич. текстом, усиливать его эмоциональное воздействие, добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич. воззрения участников P. k. нашли отражение в труде Галилеи «Диалог о древней и новой музыке» (1581), ставшем своего рода программой деятельности Ф. к., и в предисловии к сборнику одногол. мадригалов Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601). С самого начала деятельности члены Ф. к. осуществляли постановки театрализованных мадригалов, интермедий, пасторалей на антич. сюжеты. Здесь формировался новый муз.-декламац. стиль (Stile rappresentativo) - монодия с гармонич. сопровождением (по цифрованному басу), противостоявшая господствовавшей полифонич. музыке. Образцами муз. декламации с инстр. сопровождением стали соч. Галилеи «Песня графа Уголино» («Жалоба Уголино»; текст из «Божественной комедии» Данте) и «Плач пророка Иеремии» (исполнены во дворце Барди в 1581). В Ф. к. родилась идея создания нового муз.-театр. жанра (первоначально назывался «Драма на музыке» - «Drama per musica»; см. Опера), основанного на сочетании сценич. действия с сольным пением; при этом во главу угла ставились ясность декламации, приоритет поэзии. Первыми операми принято считать соч. Пери на сл. Ринуччини - «Дафна» (совм. с Каччини; 1592, пост. в 1597 в доме Корси; не сохранилась) и «Эвридика» - первый известный и наиболее яркий из дошедших до нас образцов (пост. в 1600 в палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и франц. короля Генриха IV; исполнялась в сопровождении инстр. ансамбля, партию Орфея пел Пери). На то же либретто написал оперу Каччини (пост. в 1602). В предисловиях к партитурам композиторы изложили своё понимание нового стиля (Пери был более последователен в проведении идеи «Drama per musica»). В 1605 исполнялась опера Каччини «Похищение Кефала» на либр. Кьябрера. Вслед за ними появился ряд муз. драм, сочинённых в новом стиле, соединившем муз. декламацию нового типа с песенной мелодией. Деятельность Ф. к. подготовила один из наиболее значит. переломов в истории муз. искусства - переход от полифонич. стиля к гомофонному; от неё ведёт своё начало жанр оперы, а также такие важные для последующего времени жанры, как оратория и кантата.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФЛ..

ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА

ДЕКЛАМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЗЕРКАЛЬНЫЙ КОНТРАПУНКТ

ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

КАРАГИЧЕВА-БРЕТАНИЦКАЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

РЕЗОНАТОРНОЕ ОТВЕРСТИЕ

СЕБАСТЬЯН ИЗ ФЕЛЬШТЫНА

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ

СИМФОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ СССР

ТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭЛЬШЕКОВА-СТАНКОВИЧОВА

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16