на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФОБУРДОН. 1) Английская разновидность дисканта (1), ведущая своё происхождение от гимеля (староангл. faburdon, англ. faburden). P. представляет собой 3-гол. аккордовое последование, в котором нотируется только тенор (2), излагающий хоральную мелодию. Два других голоса - meane (от лат. medius - средний) и treble [дискант (2)] - мысленно добавляются терцией ниже (за исключением первого и последнего звуков, которые дублируются в унисон), но исполняются с транспозицией на квинту (meane) и октаву (treble) вверх; иначе говоря, они образуются терцией ниже и терцией выше тенора с переносом нижнего голоса на октаву вверх. В результате возникает движение параллельными секстаккордами (по совр. терминологии), где тенор - нижний голос. Благодаря частичной импровизационности этот метод назывался также «sights», «Discantus visibilis», «Discantus supra librum» и т. д. Его описание содержится в ср.-век. англ. трактатах Л. Пауэра (ок. 1425) и Псевдо-Чильстона (ок. 1450). Расцвет жанра приходится на 1300-1450, хотя и позднее движение параллельными секстаккордами связывали с Ф. 2) Название распространённой в европ. музыке 15 в. техники многоголосия (франц. faux-bourdon - фальшивый бас). Хоральный cantus firmus (нередко колорированный) излагался в сопрано, нижний голос дублировал его в упрощённом виде в октаву или сексту, а средний, который не нотировался, был точным повторением верхнего квартой ниже. Г. Дюфаи. Магнификат-антифон (звёздочками помечены звуки хорала). Иногда к ним добавлялся контратенор [тенор (2)], и Ф. становился 4-голосным. Ф. почти не встречался как самостоят. форма и применялся гл. обр. как способ изложения в литургич. и нелитургич. жанрах: гимнах, псалмах, антифонах, мессах, мотетах и т. д. Фобурдонные разделы в них чередовались с одноголосными или нефобурдонно-многоголосными. Технику Ф. применяли Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги и др. В теоретич. трактатах термин «Ф.» ранее всего приводится Й. Тинкторисом («De arte contrapuncti», 1477) и Г. Монахусом («De prectis artis musice…», 1480). 3) Применяемое с кон. 15 в. обозначение псалмодич. речитации в аккордовом изложении (итал. falsobordono, от франц. fauxbourdon), часто сменяющем одноголосное исполнение псалма. А. Кабесон. Fabordon у glosos del octavo tono. В 16 в. Ф. стали называть любые 4-гол. гармонизации хорала в складе «нота против ноты», представляющие как бы секстаккордовые Ф. (1) с добавленным басом. Такие Ф. распространились в Италии, Испании и нередко служили темой для варьирования.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФО..

ФАНДАНГО

ФАНТАЗИЯ

ФАРИНЬЯС

ФЕДОСЕЕВ

ФЕДОСОВА

ФЕЙНБЕРГ

ФЕЛЛЕРЕР

ФЕЛЬЦМАН

ФЕРГЮСОН

ФЕРЕНЧИК

ФИЛАТОВА

ФИЛИППОВ

ФИОРИЛЛО

ФИРКУШНИ

ФЛАГСТАД

ФЛАЖОЛЕТ

ФЛАМЕНКО

ФЛОРЕСКУ

ФЛОТХЕЙС

ФОКСТРОТ

ФОЛЬКМАН

ФОНОГРАФ

ФОРМАНТА

ФОРМИНКС

ФОРСЕЛЛЬ

ФРАНШОММ

ФРЕЙДКОВ

ФРЕНКЕЛЬ

ФРИДГЕЙМ

ФРИНБЕРГ

ФРОТТОЛА

ФРЮКБЕРГ

ФУГСТЕДТ

ФУКУСИМА

ХАБАНЕРА

ХАВПАЧЕВ

ХАЛАБАЛА

ХАЛИЛЕЕВ

ХАМДАМОВ

Музыкальный словарь ver16