Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФОКИН Михаил Михайлович [23 IV (5 V) 1880, Петербург - 22 VIII 1942, Нью-Йорк] - русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (ученики - Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909-1912 и 1914 участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Классич. танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразит. средствами. Эстетич. программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить совр. мироощущение. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симф. музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танц. симфонизма и создал бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореографич. разработки как самостоят. жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал грациозной благородной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классич. репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре - «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского, «Шопениана» на музыку Шопена, «Исламей» на музыку Балакирева и др.; для «Русских сезонов» - «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, балеты «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля и др. Для А. П. Павловой поставил хореографич. этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. В 1934-35 работал в театре «Гранд-Опера», в 1936-39 - в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете. Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л.-М., 1962. |
|
Музыкальный словарь ver16