на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФОКИН Михаил Михайлович [23 IV (5 V) 1880, Петербург - 22 VIII 1942, Нью-Йорк] - русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (ученики - Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909-1912 и 1914 участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Классич. танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразит. средствами. Эстетич. программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить совр. мироощущение. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симф. музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танц. симфонизма и создал бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореографич. разработки как самостоят. жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал грациозной благородной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классич. репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре - «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского, «Шопениана» на музыку Шопена, «Исламей» на музыку Балакирева и др.; для «Русских сезонов» - «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, балеты «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля и др. Для А. П. Павловой поставил хореографич. этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. В 1934-35 работал в театре «Гранд-Опера», в 1936-39 - в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.
Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л.-М., 1962.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФО..

ФАЙЗИ

ФАЛИК

ФАЛЛЬ

ФАЛЬЯ

ФАЧЧО

ФЕЙХТ

ФЕОНА

ФЕТИС

ФИБИХ

ФИЛЬЦ

ФИНАЛ

ФИНКЕ

ФИННИ

ФИШЕР

ФЛАКС

ФЛАШО

ФЛИЕР

ФЛУЕР

ФОГЛЬ

ФОЛИЯ

ФОМИН

ФРАЗА

ФРАНК

ФРАНЦ

ФРЕНИ

ФРИДЕ

ФУРЕР

ХЁЗИК

ХАВАЛ

ХАЛЛЕ

ХАМЗА

ХАССЕ

ХАУЭР

ХАФИЗ

ХЕДЛИ

ХЕНЦЕ

ХЕРЛЯ

ХИРБЮ

ХОЛСТ

Музыкальный словарь ver16