на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФОНИЗМ (от греч. ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой «инертности» созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. - структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., «смена мажорного трезвучия одноименным минорным… создает яркий фонический контраст» при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах «их сладкий аромат туманит мне сознанье» в романсе С. В. Рахманинова «У моего окна»). Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере «Тристан и Изольда»). В музыке кон. 19 - нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене «Снегурочки» сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору «Свет и сила бог Ярила» особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма «Прометей» Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 («Полночь») из балета «Золушка» Прокофьева. Термин «Ф.» введён Тюлиным.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФО..

ФАРКАШ

ФАРМЕР

ФАРРАР

ФАТТАХ

ФЕЙГИН

ФЕЛЬДТ

ФЕРМАН

ФЕТТЕР

ФИГНЕР

ФИГУРА

ФИДЕЛЬ

ФИДЛЕР

ФИШМАН

ФЛЕЙТА

ФЛОРЕС

ФЛОТОВ

ФЛОЯРА

ФОГЛЕР

ФОЛДЕШ

ФОНОЛА

ФОРЕСТ

ФОРКРЕ

ФОСТЕР

ФРАГЕР

ФРАНКО

ФРАНСЕ

ФРИМЛЬ

ФРИШКА

ФРОЛОВ

ФРУНЗЕ

ФУГАТО

ФУРНЬЕ

ФУРУЙЯ

ХАИКИН

ХАЙРАТ

ХАМИДИ

ХАНАЕВ

ХАРЛАП

ХАРРИС

Музыкальный словарь ver16