на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ФОРМАЛИЗМ - эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в искусстве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь искусства с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика «О музыкально-прекрасном» («Vom Musikalisch- Schönen», 1854). Ганслик утверждал, что «музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих». Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. искусстве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при котором муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка. Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в некоторых течениях совр. авангардизма, для которых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее искусство не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной «игрой звуков». Понятие P. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике. Ю. В. Келдыш.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ФО..

ТРЕЗВУЧИЕ

ТРЕТЬЯКОВ

ТУЛАШВИЛИ

ТУТУНДЖЯН

УГРИНОВИЧ

УИЛЬЯМСОН

УЙФАЛУШШИ

УМИНЬСКАЯ

УНКОВСКИЙ

УНТЕРТОНЫ

УСПЕНСКИЙ

ФАРАНДОЛА

ФАРИНЕЛЛИ

ФИГУРАЦИЯ

ФИДЕЛЬМАН

ФИНДЕЙЗЕН

ФИОРИТУРА

ФЛАЖОЛЕТЫ

ФЛЕКСАТОН

ФОРРЕСТЕР

ФРАУЭНЛОБ

ФРОБЕРГЕР

ФУЭНЛЬЯНА

ФЬЕЛЬСТАД

ХАЛИЛЕЕВА

ХАНДОШКИН

ХАНЛАРОВА

ХАСЛИНГЕР

ХАУЗЕГГЕР

ХАЧАТУРЯН

ХВОСТЕНКО

ХЕЛЬСИНКИ

ХЕРЦИГОНЯ

ХИНАСТЕРА

ХИОЛЬСКИЙ

ХОЙБЕРГЕР

ХОЛЛЕНДЕР

ХОПКИНСОН

ХОРДОФОНЫ

Музыкальный словарь ver16