Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕКСАХОРД (от греч. ex - шесть и xordn - струна; букв. - шестиструнный) - диатонич. шестиступенный звукоряд. Применялся в муз. практике раннего средневековья. В начале 11 в. Гвидо д'Ареццо теоретически обосновал систему Г. Шестиступенный звукоряд состоял из последовательности: тон, тон, полутон, тон, тон. Ступеням звукоряда были присвоены самостоят. слоговые обозначения: ut, re, mi, fa, sol, la, которые являлись первыми слогами строк церковного гимна: «Ut queant Iaxis». Общий звукоряд системы состоял из 20 звуков от G до е 2 и подразделялся на 4 регистра: низший, низкий, высокий, наивысший. В границах этого звукоряда строилось 7 Г. разл. высоты, причём структурная формула Г. не изменялась. В числе 7 Г. были 3 «твёрдых» - с си-бекаром, 2 «мягких» - с си-бемолем и 2 натуральных - в диапазоне до - ля. Эта система допускала сочетание различных по типу Г. и мутации (переходы) из одного Г. в другой. Принцип сольмизации по этой системе заключался в сохранении названий ступеней Г. при интонировании любого из 7 Г. В. А. Вахромеев. |
|
Музыкальный словарь ver16