Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕНЗЕЛЬТ Адольф Львович (12 V 1814, Швабах, Бавария - 10 X 1889, Вармбрунн, Силезия) - рус. пианист, педагог, композитор. По национальности немец. Учился игре на фп. у И. Н. Гуммеля (Веймар), теории музыки и композиции - у З. Зехтера (Вена). В 1836 начал конц. деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь гл. обр. преподаванием игры на фп. (среди его учеников - В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). С 1857 инспектор музыки женских уч. заведений. В 1872-75 редактировал муз. журнал «Нувеллист». В 1887-88 профессор Петерб. консерватории. М. А. Балакирев, Р. Шуман, Ф. Лист и др. высоко ценили игру Г., считали его выдающимся пианистом. Несмотря на некоторый консерватизм технич. приёмов, лежавших в основе его пианизма (неподвижность кисти), игра Г. отличалась необыкновенно мягким тушй, совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в областях техники, требующих большого растяжения пальцев. Излюбленными пьесами в его пианистич. репертуаре были произв. К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа. Г. - автор мн. фп. произв., отличающихся мелодичностью, изяществом, хорошим вкусом, превосходной фп. фактурой. Нек-рые из них входили в конц. репертуар выдающихся пианистов, в т. ч. А. Г. Рубинштейна. Лучшие из соч. Г.: первые две части концерта для фп. с орк. (ор. 16), 12 «концертных этюдов» (ор. 2; No 6 - «Будь я птицей, к тебе бы полетел» - самая популярная из пьес Г.; имеется также в обр. Л. Годовского), 12 «салонных этюдов» (ор. 5). Г. принадлежат также конц. транскрипции оперных и орк. произв. Особенно выделяются обработки для фп. рус. нар. песен и произв. русский композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. Ю. Виельгорский и др.). Произв. Г. сохранили значение только для педагогики (в частности, для развития техники широко расположенных арпеджий). Г. редактировал фп. произв. Вебера, Шопена, Листа и др., а также составил руководство для учителей музыки: «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (СПБ, 1868). |
|
Музыкальный словарь ver16