на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 VIII 1744, Морунген, Вост. Пруссия, ныне Моронг, ПНР - 18 XII 1803, Веймар) - нем. философ, литературовед, писатель, критик. Один из классиков нем. эстетич. мысли. Сын школьного учителя. Учился на теологическом ф-те Кёнигсбергского университета, слушал лекции И. Канта. В 1764-69 помощник пастора в Риге; в 1769 был во Франции и познакомился с Д. Дидро; в 1770-71 - в Страсбурге, где был в дружеских отношениях с И. В. Гёте; с 1771 суперинтендант протестантской церкви в Бюккебурге; с 1776 жил в Веймаре. Г. - виднейший теоретик движения «Буря и натиск», воинствующий противник философии И. Канта и его формалистич. эстетики. Г. выдвинул идею эстетич. науки о музыке в своих первых лит. трудах - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» («Ьber die neuere deutsche Literatur. Fragmente», Riga, 1766-68), «Критические леса» («Кritische Wälder», Riga, 1769). Он изложил свои муз.-эстетич. взгляды в «Каллигоне» («Кalligone», Fr.-Lpz., 1880), выдвинув в них новый, передовой для своего времени историч. подход к явлениям искусства и литературы. В противовес Канту Г. считал музыку «искусством человечества», отмечал её историч. связь с др. искусствами и со всем материальным миром. В споре о приоритете гармонии (Рамо) или мелодии (Руссо) Г. придерживался руссоистской точки зрения, считая мелодию «собственно музыкой». Вместе с Г. В. Лейбницем Г. утверждал, что муз. звуки способны привести человека в любое состояние. Г. выдвигал требование изучать «правила мелодии» и утверждал, что нац. мелодии каждого народа раскрывают его характер. Исторической заслугой Г. явилось обоснование идеи народности искусства и определение значения нар. песни. Издал сб. «Народные песни» («Volkslieder nebst untermischten Stücken…», 1778-79), во 2-м издании названный «Голоса народов в песнях» («Stimmen der Völker in Liedern», Tübingen, 1807), в котором тематически расположил песни различных народов мира. Г. занимался разл. сторонами муз. эстетики, в частности подчёркивал трудности понимания муз. искусства как искусства без слов. Г. подчёркивал особую, превосходящую др. искусства, мощь категории возвышенного в музыке. «Какой новый мир серьёзных целей открывается перед ней», - писал Г. о музыке в 1800. Г. предсказал появление композитора, который, осуществляя полное преобразование оперы, создаст синтетич. произв., объединяющее поэзию, музыку, драматическое и изобразительное искусства, и тем самым выдвинул идею, к-рая спустя полстолетия стала основой замыслов Р. Вагнера.
Соч.: Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957; Кalligone, Weimar, 1955.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ГЕ..

ГАЛЕВИ

ГАЛКИН

ГАЛЛЕР

ГАЛЛУС

ГАЛОЯН

ГАНЗЕН

ГАРДЕН

ГАРНЕР

ГАРСИА

ГАРУТА

ГАСТУЭ

ГЕБЕЛЬ

ГЕВАРТ

ГЕДИКЕ

ГЕДИНИ

ГЕНДЕР

ГЕНИКА

ГЕНСЛЕ

ГЕРБЕР

ГЕРМАН

ГЕРРЕЦ

ГЕРЧИК

ГЕСЛЕР

ГИДЖАК

ГИЕНКО

ГИЛЛИС

ГИМЕЛЬ

ГИТАРА

ГЛАВАЧ

ГЛАЗУП

ГЛЕБОВ

ГЛИНКА

ГЛОБИЛ

ГЛОНТИ

ГЛУМОВ

ГНАТЮК

ГНЕДАШ

ГНЕСИН

ГОРДОН

Музыкальный словарь ver16