на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж [26 IX 1899, Бруклин, р-н Нью-Йорка - 11 VII 1937, Беверли-Хилс, Калифорния] - американский композитор и пианист. Род. в евр. семье (Гершович), эмигрировавшей из России. Не получил систематич. образования (ни общего, ни муз.); брал уроки музыки у Ч. Хамбитцера (фп.), Р. Гольдмарка (гармония) и др. В дальнейшем занимался муз. самообразованием. К 25 годам приобрёл известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, ревю, мьюзиклов не только в Нью-Йорке, но и в Лондоне и Париже, где в 1928 общался с М. Равелем и др. выдающимися музыкантами. Г. - виднейший представитель т. н. симф. джаза. Особенности его стиля - в сочетании традиций импровизац. джаза, элементов афро-амер. муз. фольклора и лёгкого жанра (т. н. эстрады Бродвея) с формами европ. муз. классики - оперной, симфонич., концертной. Творчество Г. отличается оригинальностью, несмотря на заметные разл. влияния (в «Рапсодии в блюзовых тонах» - виртуозность фп. стиля Ф. Листа и С. В. Рахманинова, в фп. концерте - традиции франц. импрессионистов, в «Порги и Бесс» - балладной оперы и веризма). Иск-ву Г. свойственны гуманизм и демократичность; его муз. язык отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором, чертами гротеска. Большое место в его творчестве занимают музыкальные комедии (мьюзиклы) на обществ.-злободневные темы («Пусть гремит оркестр», «О тебе я пою» и др.); получили большую популярность его оперетты. В духе гротеска написана им программная симф. сюита «Американец в Париже». Известность приобрели эстрадные лирич. песни, особенно джазового типа, далёкие, однако, от стандартов джаза и примитивности «эстрады Бродвея». Если в симфонические и оперные произведения Г. вносил черты лёгкого жанра, то в эстрадную музыку он столь же тонко и органично внедрял элементы классической музыки. В музыке для театра Г. стремился к освобождению от штампов, в частности от оперных канонов. Для оперы «Порги и Бесс», первой амер. нац. оперы (из жизни амер. негров), осн. на афро-амер. мелодизме, характерны своеобразие формы, правдивость сценич. ситуации и психологич. коллизий, динамичность развития сюжета, органичное переплетение трагич. начала с жанрово-комедийным. В её мелодике чередуются ладово-своеобразные напевы спиричуэлов, лирич. блюзов и гротескных регтаймов; широко используются кварто-квинтовые гармонии, характерные для негр. хор. пения. Опера получила мировое признание, вошла в репертуар мн. театров.
Соч.: оперы - Порги и Бесс (Бостон, 1935), 135-я улица (135-th street, 1923); оперетты и мьюзиклы - Ла, ла, Люсиль (1919), Леди, будьте добры (Lady, be good, 1924), О кей! (Oh Кay!, 1925), Розали (1927), Смешное лицо (Funny face, 1927), Пусть гремит оркестр (Strike up the band, 1927), Безумная (Girl crazy, 1930), О тебе я пою (Of thee I sing, 1931), Пусть они едят кекс (Let 'em eat cake, 1933); для орк. - Рапсодия в блюзовых тонах (Rhapsody in blue, 1924), симф. сюита Американец в Париже (An American in Paris, 1928), 2-я рапсодия (1931), Кубинская увертюра (Cuban ouverture,. 1932), концерт для фп. с орк. (1925); 3 прелюдии для фп. (1926); песни (ок. 300); музыка к фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ГЕ..

ГАРШНЕК

ГАРЯЕВА

ГАСАНОВ

ГАФУРОВ

ГЕДРОЙЦ

ГЕЛИКОН

ГЕЛИНЕК

ГЕМИОЛА

ГЕНДАНГ

ГЕНДЕЛЬ

ГЕНДЖЕР

ГЕНИШТА

ГЕНСЛЕР

ГЕНЮШАС

ГЕОРГИУ

ГЕРОЛЬД

ГЕРРЕРО

ГЕРСТЕР

ГЕРТЛЕР

ГЕРШЕЛЬ

ГЕЦЕЛЕВ

ГИБАЛИН

ГИББОНС

ГИЛБЕРТ

ГИЛЕЛЬС

ГИЛЬБЕР

ГИЛЬМАН

ГИНГОЛД

ГИППИУС

ГИРОВЕЦ

ГИТГАРЦ

ГЛАДКАЯ

ГЛАДКИЙ

ГЛАРЕАН

ГНАТАЛИ

ГНЕСИНА

ГОКИЕЛИ

ГОЛИЦЫН

ГОЛЛАНД

Музыкальный словарь ver16