Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГОПАК (укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати - прыгать) - укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. - сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста ( ). В зап. областях, Украины существует «Гопак-коло» исполняемый замкнутой в круг группой танцоров. К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский («Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»), П. И. Чайковский («Черевички», «Мазепа»), Н. А. Римский-Корсаков («Майская ночь»), С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем»), В. П. Соловьёв-Седой («Тарас Бульба»), А. И. Хачатурян («Гаянэ»), А. Г. Свечников («Маруся Богуславка»), А. Я. Штогаренко (сюита «Памяти Леси Украинки») и другие. А. И. Гуменюк. |